ГИМНОГРАФИЯ - Страница 34

С последним монастырём связано появление и развитие жанра секвенции. XI век считается временем расцвета латинской гимнографии. Среди авторов этого периода наиболее известны Фульберт Шартрский (ум. в 1029 г.), Ордоран Сансский (ум. в 1045 г.), Беренгарий Турский (ум. в 1088 г.), папа Лев IX (ум. в 1054 г.). Герману Согбенному (ум. в 1054 г.) принадлежат тропы, из которых впоследствии развились мотеты и cantiones. В Германии прославились Арнольд Вобурский (ум. около 1035 г.), Бернон из Райхенау (ум. в 1048 г.), Отлох Санкт-Эммерамский (ум. около 1070 г.). В Англии составлением гимнов занимался Ансельм Кентерберийский (ум. в 1109 г.), в Италии – Видо Иврейский (XI в.), Альберик из Монте-Кассино (ум. в 1105 г.), Альфан из Салерно (ум. в 1085 г.), Пётр Дамиани (ум. в 1072 г.), которому принадлежит rhythmus «Ad perennis vitae fontem» («К источнику вечной жизни»). В XII–XIII вв. заметным стало влияние византийской гимнографии, что выразилось, прежде всего, в подражаниях византийскому Акафисту Божьей Матери. Наблюдается новый всплеск в поэзии на «народных» языках и паралитургической гимнографии. В частности, развиваются жанры рондо (rondellus) и мотет (mutetus), дальнейшая эволюция которых связана с полифонической музыкой. Около 1100 г. в монастыре Сен-Марсьяль в Лиможе появился новый жанр процессионального гимна – conductus, более свободный по форме, чем versus. К паралитургическим гимнам относятся также pia dictamina (нем. Reimgebete) – рифмованные молитвы для частного употребления, появившиеся ещё в X в., но широкое распространение получившие с XII в. Они записывались в Молитвословах (Horae). Известный с IX в. жанр historia – ритмическая служба святым, основанная на Житиях, – становится популярным в XIII в. в гимнографии новых монашеских орденов (доминиканцы, францисканцы). Среди авторов этого периода выделяются Реннский епископ Марбод (ум. в 1123 г.), Годфрид Вандомский (ум. в 1132 г.), Пётр Достопочтенный (ум. в 1156 г.), Адальберт Мандский (ум. в 1187 г.). Пьер Абеляр (ум. в 1142 г.) составил «Hymnarius Paraclitensis». Гимны, входящие в этот сборник, написаны 20 различными стихотворными размерами и отличаются необычными поэтическими образами, заимствованными из бестиариев и произведений античных авторов. Бернарду Клервоскому (ум. в 1153 г.) принадлежит три ритмических гимна (св. Виктору Исповеднику, св. Малахии Ирландскому). Прочие приписываемые ему гимнографические тексты признаны исследователями неаутентичными. Так, «Jesu dulcis memoria» («Сладкого Иисуса память») написан неизвестным английским монахом-цистерцианцем в XII в. Множество секвенций принадлежат Адаму Сен-Викторскому (ум. в 1177 или 1192 г.). Монах-минорит Юлиан из Шпайера (ум. около 1250 г.), возглавлявший хор при французском дворе, составил ритмическую службу святым Франциску и Антонию. Хильдегарда Бингенская (ум. в 1179 г.) известна как автор ряда мистических гимнов. Стефен Лангтон считается автором секвенции на Пятидесятницу «Veni Sanctus Spiritus» («Приди, Святой Дух»). Итальянец Фома Капуанский (ум. в 1239 г.) написал гимны св. Франциску «In caelesti collegio» («В небесном собрании») и «Decus morum dux Minorum» («Краса нравов, вождь малых»). Фома Аквинский (ум. в 1274 г.) – автор ритмической службы на праздник Тела Христова.

 



 
PR-CY.ru