«ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» - Страница 6

Вечерня в этом обряде имеет разные наборы псалмов для каждого дня недели, за ними следуют гимн (добавленный в службу позднее), короткое библейское чтение, стих и респонсорий перед песнью Богородицы. Стих и респонсорий для большинства дней недели – Пс. 140:2. Предполагается, что это может быть остатком пения всего псалма, т.к. ритуал каждения лежал в основе вечерни по римскому и бенедиктинскому обрядам. В амвросианском обряде Пс. 140 первоначально употреблялся по пятницам в период Великого поста как первый элемент службы lucernarium, соединяя, таким образом, ритуал возжжения света с принесением каждения; последовательное использование Пс. 140 в испано-мосарабском и галликанском обрядах исследователями не прослеживается. Начало первого стиха («Господи, возвахо к Тебе») и одного припева («Услыши ны, Господи») в восьми гласах нотируются в древнерусских списках с последней четверти XV в.; большее количество стихов с разными припевами встречается в списках XVI в. В певческих Обиходах XVII в. нотированы часть первого стиха с припевом на восемь гласов знаменного распева, по образцу которых распеваются окончания последующих избранных стихов с соответствующими припевами (в Пс. 141: «Возвах к Тебе, спаси мя», в Пс. 149: «Христе Спасе, помилуй нас»); обычно в первом гласе нотируются также и окончания всех избранных стихов; иногда фиксируются только начало и конец первого стиха с одним припевом. После них обычно следуют напевы самогласнов восьми гласов. В старообрядческой практике, как в поповском согласии, так и в беспоповском, сохранена подобная традиция исполнения и в Выговском уставе, нотированные строки из псалмов в Обиходах, в Поморском обиходе. В современной греческой практике псалмы из «Господи, воззвах» и стихиры на «Господи, воззвах» поются на глас недели, но употребляются различные варианты распева в зависимости от значимости праздника: все стихи поются на ирмологический глас; первые два стиха – на краткий стихирарический глас, последующие – на ирмологический. Иногда первые два стиха могут исполняться на пространный стихирарический глас. В святогорских монастырях иногда используется стилистическая разновидность гласа. Стихиры поются обычно на глас ирмологического распева (однако стихиры Триоди чаще всего исполняют на стихирарический глас). В современной практике Русской православной церкви псалмы из «Господи, воззвах» (как правило, только первые два стиха) и последующие стихиры поются на глас сокращённого киевского распева, в некоторых гласах для напевов стихир употребляются подобны.



 
PR-CY.ru