«ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ» - Страница 3

Ещё одно возможное свидетельство о древнем константинопольском исполнении Пс. 140 отдельно от других псалмов сохранилось в чинопоследовании литургии Преждеосвящённых Даров – это песнопение «Да исправится молитва моя», которое следует после паремий. По форме оно является прокимном: рефреном (т.е. собственно прокимном) здесь служит Пс. 140:2, а стихами – Пс. 140:1, 3–4а. После 1204 г. константинопольская кафедральная традиция ещё некоторое время сохранялась в богослужении соборного храма в Фессалонике, пока окончательно не вышла из практики (тем не менее, некоторые элементы этой традиции остались в рамках Студийского и Иерусалимского уставов). Приняв палестинский монашеский Часослов, студийская традиция IX–XII вв. естественным образом включила «Господи, воззвах» как группу псалмов с припевами и стихирами, но в отличие от древней иерусалимской традиции стихиры здесь в силу значительного увеличения объёма гимнографических текстов (вошедших в состав Триоди, Октоиха и Минеи) стали исполняться ежедневно, что постепенно привело к сокращению роли фиксированных припевов. Впоследствии в рамках Иерусалимского устава, основанного на Студийском и восходящего к XI–XII вв., единственный припев остался лишь у первых трёх стихов из «Господи, воззвах» (в дониконовской русской традиции, сохранявшей в данном случае студийскую практику, в праздничные дни «Господи, воззвах» исполнялось с четырьмя припевами, которые пелись на каждые шесть стихов «Господи, воззвах», причём псалмы пропевались до конца, а затем уже со стихирами вновь повторялись несколько последних стихов псалмов). Взяв образ исполнения «Господи, воззвах» (как и чин вечерни в целом) из палестинской практики, студийская традиция переняла из константинопольской молитву вечернего входа (молитву стали читать не в начале Пс. 140, а в конце пения стихир, непосредственно перед входом), а также песнопение «Да исправится молитва моя» в чине литургии Преждеосвященных Даров (в котором, таким образом, слова из Пс. 140 звучат дважды – в составе и «Господи, воззвах», и «Да исправится молитва моя»). Иерусалимский устав, на который православная церковь перешла повсеместно в течение XII–XV вв., сохраняет тот же порядок исполнения «Господи, воззвах», что существовал в студийской традиции; по сравнению с различными редакциями Студийского устава Иерусалимский часто указывает большее число стихир на «Господи, воззвах». Он поётся антифонно двумя хорами; первые три стиха исполняются с припевом, остальные до начала пения стихир – без припева (в приходской практике эти стихи могут опускаться). Последние стихи «Господи, воззвах» поются попеременно со стихирами (по одной стихире после каждого стиха). Во время пения «Господи, воззвах» диакон совершает полное каждение храма.

 



 
PR-CY.ru