ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ - Страница 6

Помимо 16 основных знаков, общих со знаменной, путевой и демественной системами записи, встречаются семь добавочных, из которых пять совпадают со знаками других нотаций, а две (толстая наклонная чёрточка с левой нижней стороны знамени и тонкая наклонная чёрточка с правой стороны) являются оригинальными. Два или три основных знака (в том числе с добавочными) могут составлять устойчивые соединения. Из основных знаков четыре семейства (крюки, голубчики, стрелы и статьи) с помощью знаков «мрака» и «света» связаны с согласиями, остальные классифицируются по 12 группам (в соответствии с названиями знамен в других нотациях) и не связаны с согласиями. Анализ начертаний знаков и их соединений выявляет как производность греческой нотации от более ранних систем, так и её самобытность, выражающуюся во введении оригинальных дополнительных знаков, в ограниченном наборе основных знаков (преобладающие – стопица, челюстка, палка, переводка, запятая и её производные), в господстве вертикальных начертаний и в отсутствии лиц и фит. Как гласовые, так и внегласовые песнопения нотированы дробными знаменами. Рукописи с «греческой» нотацией могут быть пометными или беспометными. Для уточнения записи мелодии при одном знаке может стоять до четырёх степенных помет в зависимости от числа передаваемых знаком звуков. Кроме того, понижение высоты звучания знака может обозначаться крыжиком с левой нижней стороны, повышение – чёрточкой в верхней левой части знака. Записи многоголосных песнопений с помощью «греческой» нотации свойственно совпадение крюковых начертаний по вертикали. «Греческая» нотация была изначально ориентирована на фиксацию песнопений гомофонно-гармонического стиля и потому характеризуется большей независимостью от певческого материала, чем более ранние русские нотации, став, таким образом, переходным этапом к нотолинейной записи. С помощью «греческой» нотации записывались и ранние гармонизации знаменного распева. Расположение строк в партитуре произвольное, мелодия, как правило, помещена в партии тенора, записанной над текстовой строкой. Альт часто движется параллельно мелодии в терцию. Расширение диапазона для многоголосных песнопений достигалось за счёт транспозиции (чаще всего на квинту), границы транспонируемого участка не выделялись какими-либо особыми знаками. Для гармонической вертикали греческого распева характерно отсутствие чётко выраженных наклонений мажорного или минорного, плагальные соотношения аккордов, октавный параллелизм крайних голосов, иногда встречаются диссонантные аккорды. В 1670 гг. определился репертуар российской традиции греческого распева в записи «греческой» нотацией. Из 19 изученных исследователями рукописей с «греческой» нотацией, датируемых последней третью XVII в., 12 содержат неизменяемые песнопения суточного круга. Для вечерни это стихи «Господи, воззвах», догматики и воскресные богородичны для стиховных стихир, «Свете тихий», «Богородице Дево». Для утрени нотировались «Бог Господь», воскресные тропари, полиелей, непорочны, заупокойные тропари по непорочнах «Святых лик», величания, Пс. 136, степенный антифон четвёртого гласа «От юности моея», стихира «Воскрес Иисус от гроба», ирмосы канона Богородице четвёртого гласа «Отверзу», припевы на девятой песни (иногда записывались вместе с величаниями), «Преблагословенна еси», великое славословие, Трисвятое (наиболее часто встречаются степенный антифон «От юности моея», непорочны, великое славословие и Трисвятое).

 



 
PR-CY.ru