ГОГАРТЕН Фридрих - Страница 2

По его мнению, христианская вера ведёт человека к духовной зрелости и лишает мир какого-либо мифического содержания. Бог «передаёт» мир человеку, достигшему духовного совершеннолетия. Гогартен считал, что это отражено в Послании апостола Павла к Галатам. В период нацистского режима он оказал поддержку «немецким христианам», одобрявшим приспособление церкви к нации, отказывавшимся от Ветхого Завета, требовавшим «деиудаизации» Нового Завета и богослужебных книг. В целом же, с его точки зрения, христианское учение в той форме, как оно представлено в Библии, не может удовлетворить современного человека. Для преодоления духовного кризиса необходимо выразить содержание христианского вероучения (керигмы) в терминах человеческого существования, т.е. проинтерпретировать библейские мифы экзистенциально. Вера, по Гогартену, – явление интимное, и никакое объективное её исследование невозможно. Для человека Бог существует только в сознании, точнее, в чувстве соприкосновения с Ним. После Второй мировой войны Гогартен становится последователем концепции демифлогизации христианства, выдвинутой Р. Бультманом, создаёт секулярную теологию. Для понимания человека, полагает Гогартен в своём сочинении «Человек между Богом и миром» (1952 г.), имеет существенное значение понятие «мир», технически покорённая среда; действительность, в которой живёт конкретный человек, неодинаковая в разные исторические эпохи, определяется и преобразуется свободным историческим действием человека; историчность составляет «исконное определение человеческого существования». Вместе с тем историчность человека Гогартен ставит в зависимость от диалогических отношений между личностями. Личностные отношения не являются предметными, это – отношение веры и надежды, доверия, любви и жертвы. Одной из основных категорий теологии и этики Фридриха Гогартена является «существование», которое может быть «подлинным» и «неподлинным». Неподлинным он считал существование вне веры, когда человек живёт в «видимом» мире вещей, и его жизнь наполнена постоянной тревогой. От такой жизни человека освобождает вера, делающая его существование подлинным и осмысленным. Учение Гогартена о религии проистекает из его убеждения в том, что именно в вере люди предстоят друг другу в своём «непосредственном, нагом и беззащитном человечестве». Центральным положением его антропологии и философии религии является утверждение того, что невозможно как познание Бога помимо человека, так и познание человека помимо Бога. Проявление себя в качестве личности, заявляет Гогартен, – это всегда эксплицитное отношение к ближнему и имплицитное отношение к Богу. Там, где человек не является свободным в своей вере, он попадает в подчинение миру вещей, секуляризация превращается в секуляризм. Концепция Гогартена оказала определённое влияние не только на теологию, но и на историю религии и философию.



 
PR-CY.ru