ГОГАРТЕН Фридрих

ГОГАРТЕН Фридрих (1887–1967 гг.) – немецкий лютеранский теолог и историк религии. Учился у Эрнста Трёльча (1865–1923 гг.), преподавал в Йене, Бреслау и Гётингене, сотрудничал с Карлом Бартом (1886–1968 гг.) и Рудольфом Бультманом (1884–1976 гг.). Первоначально  примыкал к «теологии кризиса», однако в 1930 гг., в отличие от большинства представителей диалектической теологии, ставших провозвестниками христианского сопротивления нацизму, Фридрих Гогартен примкнул к пронацистскому течению «немецких христиан». Отталкиваясь от основных положений неоортодоксии Карла Барта и христианского экзистенциализма, разработал своё учение в рамках диалектической теологии. Гогартена интересовали, главным образом, две проблемы – религиозная сущность исторического процесса и своеобразие христианской веры. Под влиянием Сёрена Кьеркегора (1813–1855 гг.) осмысливал идеи инициатора Реформации Мартина Лютера (1483–1546 гг.), поддерживал Карла Барта. Гогартен полагал, что М. Лютер освободил христианскую теологию от оков метафизики, однако его прозрение было забыто либеральной протестантской теологией XVIII–XIX вв., растворявшей религию в стихии безрелигиозной цивилизации, Откровение – в истории, веру – в психологии. Согласно Гогартену, современные христианские представления об истории возникли в XVIII – начале XIX вв. под влиянием метафизических систем. Тогда история воспринималась как процесс, происходящий внутри неизменной метафизической структуры, а ход истории определялся опять же внешними метафизическими факторами. Свобода от метафизики позволяет по-новому взглянуть на историю. Вначале Гогартен писал, что идея Бога «означает абсолютный кризис всего человеческого, а это определяет кризис каждой религии и всех религий вместе». Но затем он перешёл на позиции, близкие Эмилю Бруннеру (1889–1966 гг.), признав, что антропология должна рассматриваться как главная проблема современной теологии, что действительным человеком является человек, включённый в диалогическое мышление «Я – Ты», а не индивидуум, представляющий собой лишь абстракцию. В книге «Политическая этика» (1932 г.) Гогартен утверждал, что человек творит историю через свой моральный выбор и отвечает за неё. Метафизические концепции истории сами являются продуктом истории. Подлинное христианство не зависит от какой-либо системы категорий. Оно требует от человека исторического самосознания, в котором человек должен принять собственное историческое существование по слову Божьему, обращённому к нам через Иисуса Христа. По мнению Фридриха Гогартена, богословию следует заключить прочный союз с экзистенциализмом, т.к. искажённое либеральными теологами лютеранское учение о человеке обрело своё выражение во взглядах философов, прежде всего Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.). Под влиянием экзистенциализма Гогартен подчёркивал значение «конкретной ситуации» для понимания человека и его религиозности, трактуя христианство в секулярном духе.

 



 
PR-CY.ru