ГЕЛАТСКИЙ (Гаэнатский или Генатский) монастырь - Страница 6

Крещатый чеканный нимб покрыт богатым растительным орнаментом. Рамка обрамления украшена «гвоздеобразным» чеканным орнаментом. Значительность образа подчёркивает монументальная ритмичность драпировок одеяния. Декоративный подход сочетается с пластической выразительностью. Мастерство колористического решения чеканного произведения достигается сочетанием серебра, позолоты и черни. Живописная икона Господа Вседержителя (середина XII в.; 30х40 см, полуфигура) создана по заказу Чкондидского епископа Симеона. Нимб украшен эмалевыми вставками; в обрамление включены эмалевые медальоны с полуфигурами святых. Надпись на серебряной позолоченной чеканной иконе Господа Вседержителя (вторая половина XII в.; 137х95 см) сообщает, что образ украсил «царь царей Давид, сын Русудан» (Давид V Нарин). Края иконы, нимб Христа и фон покрыты завитками лиственного орнамента. В обрамлении использованы круглые бляшки. Серебряная чеканная икона Спасителя (69,5х52,5 см) происходит из сохастери близ Гелатского монастыря, куда она, согласно надписи начала XVI в., была пожертвована царским министром Саргисом Мхецисдзе. Христос изображён сидящим на троне без спинки, с благословляющим жестом правой руки, левой поддерживает стоящее на колене Евангелие. На уровне головы Христа по обе стороны – два медальона с полуфигурами архангелов. Драпировки одежд отличаются условно-плоскостной трактовкой, формы трона стилизовано-орнаментальные. В лиственный орнамент обрамления включены рельефные медальоны с полуфигурами святых. Поясная серебряная позолоченная чеканная икона Богоматери с Младенцем (начало XI в.; 57х42,5 см) имеет посвятительную надпись заказчика: «Пресвятая Богородица, будь заступницей Микаэла Пирисдзе перед Сыном Твоим в день судный». Младенец Христос изображён сидящим на левой руке Богоматери, Её правая рука – перед грудью. По сторонам головы Богоматери помещены фигурки архангелов в лоратных одеяниях, с лабарумами и державами в руках. На верхней рамке – полуфигура Спасителя. На фоне – надпись древнегрузинским письмом асомтаврули с титлами: «Матерь Божия» и «Иисус Христос». В изображении прослеживается тенденция объёмной передачи формы. На большой живописной иконе, известной как «Икона моления царя Баграта» (XV в.; 194,5х126 см), Богоматерь изображена в полный рост с Младенцем на левой руке (тип «Одигитрия»). У Её ног – коленопреклонённая фигура ктитора, которую, согласно надписи «царь царей Баграт», трактуют как изображение царя Имерети Баграта VII. На серебряном чеканном фоне XV в. расположено множество небольших штампованных образов: поясная иконка Богоматери в медальоне, Деисус, великомученик Георгий на коне, попирающий змея, усекновение главы Иоанна Крестителя и др. Образы выполнены по разновременным и разнохарактерным матрицам (самые ранние – XI–XIII вв.). В декоре применены финифтяные пластинки. Поясная серебряная чеканная икона Божией Матери «Одигитрия» с Младенцем на левой руке (XVI в.; 71х50 см), согласно надписи, исполнена по заказу царского министра Саргиса Мхецисдзе. В нижней части – изображения ктиторов в виде коленопреклонённых фигурок с воздетыми в молении руками. Небольшая икона Божьей Матери «Умиление» с Младенцем на правой руке (середина XV в.; 24,5х20 см) имеет посвятительную надпись царя Имерети Вахтанга IV (1443–1446 гг.). Лики живописные; позолоченный серебряный чеканный фон и обрамление покрыты лиственным орнаментом. Крупный нимб Богоматери украшен бирюзой и рубинами; драпировки проработаны схематично.



 
PR-CY.ru