ГЕЛАТСКИЙ (Гаэнатский или Генатский) монастырь - Страница 5

Фасады церкви завершены профилированными карнизами, некоторые окна декорированы наличниками с геометрическим орнаментом. Дверной проём украшен широким орнаментированным порталом, к которому с обеих сторон примыкают по две глухие арки, поддерживаемые полуколонками. С западной стороны храма – портик с тремя арочными проёмами, построенный предположительно в начале XVI в. Багратом III (1510–1565 гг.) и его супругой Еленой. Документальных источников о времени сооружения церкви не сохранилось. Строение не имеет первоначальных надписей. Ряд исследователей основывали датировку на изображениях исторических персонажей в росписи храма, однако ошибочная идентификация образа имеретинского царя Баграта III  как царя объединённой Грузии в XI в. привела к бытованию неправильной даты построения храма. Некоторые исследователи (Икорта, Кватахеви, Питарети, Бетаниа, Цугругашени) считают, что анализ внутреннего пространства здания показал, что по пропорциональному построению храм нужно поставить в один ряд с группой памятников рубежа XII–XIII вв. Однако широкое применение в оформлении утопленных в стену наличников вместе с некоторой сухостью их исполнения, а также характер резьбы орнаментов позволяют другим исследователям относить время создания храма к середине XIII в. Вместе с тем, такие его особенности, как равномерное распределение света без акцентирования центральной подкупольной части и вход с запада, изолируют этот памятник в кругу хронологически близких зданий и указывают на активное влияние облика соборной церкви. По мнению исследователей, храм был украшен росписью в конце XVI в. по заказу католикоса Евдемона I в правление Георгия II. В декоре купола выражена идея Славы Христа, в алтарной апсиде изображены Богоматерь Никопея между апостолами Петром и Павлом, «Поклонение жертве», фигуры святых. В центральном пространстве храма представлены сцены земной жизни Христа, житийные композиции небесного покровителя церкви великомученика Георгия, изображения отдельных святых. Портреты ктитора католикоса Евдемона (Чхетидзе) и многочисленных членов царской семьи занимают нижний регистр росписи. Одновременно с росписью храма была расписана и алтарная преграда. Церковь во имя святителя Николая была построена на рубеже XIII–XIV вв. Это – небольшое двухэтажное здание, где нижний, прямоугольный в плане и перекрытый коробовым сводом этаж открыт во все стороны арками, а верхний представляет собой купольную церковь типа свободного креста, рукава которого едва намечены, с одной гранёной апсидой. По архитектуре этот храм близок двухэтажной церкви в Мартвили (XII–XIII вв.). Вокруг храма существовал обход, покрытый позже железной крышей на деревянных стропилах. С северной стороны вдоль стены здания на двух глубоких полуциркульных арках возведена каменная лестница более позднего времени. К западу от храмов Рождества Богородицы и святителя Николая располагалось здание академии (XII в.). До настоящего времени сохранились лишь наружные стены и портик, пристроенный с восточной стороны во второй половине XIII – начале XIV в. Из Гелатского монастыря, помимо Бичвинтской (Пицундской) и Хахульской икон Божьей Матери, происходят ряд живописных и чеканных икон Спасителя и Богоматери. На большой серебряной позолочённой чеканной иконе Господа Вседержителя (начало XI в.; 137х105 см, полуфигура) живописный лик утрачен. В левой руке Христа – Евангелие (текст на греческом языке выполнен чернью), правой благословляет.

 



 
PR-CY.ru