ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - Страница 32

Грех разделения в совокупности с накопившимися в инославных обществах заблуждениями служит субъективным человеческим препятствием, которое не пропускает через себя объективное воздействие Божественной благодати. Вопросу о границах церкви посвящён специальный документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятый архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Согласно этому документу, православная церковь тождественна созданной Иисусом Христом Единой, Святой, Соборной (Кафолической) и Апостольской Церкви, хранительнице и подательнице святых таинств во всём мире, а отделившиеся от единства с православной церковью христианские сообщества представляют собой лишь ту или иную степень отпадения от церковной Полноты. Спасение может быть обретено только в единой Христовой Церкви. «Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишённые благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приёма в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остаётся некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство». Признав, что «церковное положение отделившихся не поддаётся однозначному определению», «Основные принципы…» констатируют, что православная церковь, как показывает существование различных чиноприёмов (через крещение, через миропомазание, через покаяние), подходит к инославным конфессиям дифференцированно. «Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприёмы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или повреждённости благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия». Теория ветвей расценивается в «Основных принципах…» как совершенно неприемлемая: «Православная Церковь не может признавать равенства деноминаций. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены. Это означает, что путём к единству является путь покаяния, обращения и обновления». Исходя из положений, сформулированных в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», наиболее оправданными и в церковно-историческом, и в богословском отношении исследователи признают позиции Филарета Московского, патриарха Сергия (Страгородского) и протоиерея Г.В. Флоровского. Выводы так называемого строгого взгляда, несмотря на то что в основании его лежат верные богословские посылки, нуждаются в серьёзных уточнениях. Всевозможные интерпретации теории ветвей, как противоречащие важнейшим экклезиологическим принципам православной церкви, не могут быть приняты.



 
PR-CY.ru