ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ - Страница 31

Таким образом, «вера в то, что именно Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь вселенского Символа веры, – заключает протоиерей Ливерий Воронов, – не означает принципиального отрицания во всех остальных христианских Церквах или обществах той или иной степени причастия или хотя бы приближения к такому причастию в жизни Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой». В статье протоиерея Владислава Цыпина «К вопросу о границах Церкви» предпринята попытка подведения итогов почти столетие продолжавшейся в русском богословии дискуссии по данной проблеме. На основе святоотеческих, канонических и литургических источников автор делает вывод о динамичном, а не статичном (по факту одного только крещения) характере пребывания в церкви. В оценке церковности отделившихся обществ он исходит из наличия внутреннего соответствия между расколом и всяким вообще грехом. Грех, согласно православному учению, выраженному, в частности, в чине исповеди («примири и соедини его Святей Твоей Церкви»), влечёт за собой отторжение от церкви как Тела Нового Адама. Однако отторжение это не всецелое. Связь грешника с Телом Христовым повреждена, но не разорвана окончательно – в силу неизгладимости крещения «семя духовного возрождения», или «закваска нового человека», в нём сохраняется. Через покаяние, которое именовалось в традиции св. отцов вторым крещением, потенциальная церковность становится вновь действенной. Опираясь на аргументы патриарха Сергия (Страгородского), протоиерей Владислав Цыпин усматривает в природе ереси и раскола различные степени отпадения от кафолической церкви, соответствующие установленным каноническими правилами чиноприёмам. Эту реальность он изображает с помощью образа двух концентрических кругов: один внутри другого. Внутренний круг символизирует православную церковь – «часть спасаемых», внешний круг – «мистическую территорию», на которой в разной степени удаления находятся инославные общества. Граница этой «мистической территории» очерчена в церковных канонах очень чётко: внутри её таинства, хотя и окраденные, но, тем не менее, освящающие тех, кто их принимают, подлинно совершаются; за её пределами «лежит земля, ещё только ждущая просвещения светом Христовым». Это и есть внешняя сакраментальная граница Христовой церкви, за которой простирается нехристианский мир, включающий и крайних еретиков, принимаемых через крещение. Но столь же строго проведена и граница внутреннего круга: к «части спасаемых», т.е. к сохранившей всю полноту Тела Христова неповреждённой православной церкви, принадлежат лишь те, кто пребывают в подлинном евхаристическом единстве. При этом протоиерей Владислав Цыпин оговаривается, что, выделяя особую промежуточную «мистическую территорию» между православной церковью и внешним миром, необходимо осознавать, что эмпирическое существование этой территории противоестественно, как противоестествен и всякий грех. К тому же хотя получение отдельных сакраментальных даров возможно и за пределами православия, но стяжание полноты благодати Святого Духа, в чём и заключается цель христианской жизни, осуществимо только внутри православной церкви.

 



 
PR-CY.ru