ГЁРЕМЕ - Страница 7

Верхние части стен занимают несколько композиций из евангельского цикла («Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Распятие»). На южной стене при входе – «Видение св. Евстафия», сюжет, нередко повторяющийся в каппадокийских храмах. Фигуры святых занимают нижний ярус стен, поверхности опор и арок, разделяющих пространство храма: Иеремии, Космы и Дамиана, Игнатия, Никиты, Георгия и Феодора (изображены на конях, друг напротив друга, побивающими копьями змеев), Константина и Елены, Димитрия, Нестора, Феодора Тирона, Ермолая, Пантелеимона; на северной стене – изображение местночтимого святого воина Иерона. Исследователи отмечают, что роспись в Саклы-килисе более схематична, чем в Юсуф-Коч-килисе. Статичность образов отдельно стоящих святых сочетается здесь с активной жестикуляцией персонажей из евангельских сцен. В фигурах соблюдены классические пропорции, вместе с тем в них сильна экспрессия, характерная для каппадокийской живописи, что особенно ощутимо в ликах, имеющих в качестве основного тона белый цвет основы – грунта или стены. Резкие, контрастные по отношению к основному тону оливковые тени заменяют собой контур, обрамляющий лик. В изображении одежд тёплые тона красных и жёлтых охр сочетаются с холодными тёмно-лиловым и белым. Диссонанс в стиле такого искусства вызван провинциальностью восприятия византийского идеала этого времени. Расположенные рядом храмы Эльмалы-килисе (Гёреме 19), Чарыклы-килисе (Гёреме 22) и Каранлык-килисе (Гёреме 23), по мнению исследователей, составляли центр небольшого монастыря, кафоликоном которого была Каранлык-килисе. Типологически исследователи относят их к одной группе так называемых четырёхколонных храмов, они имеют разные варианты плана византийского крестово-купольного храма на четырёх колоннах, с тремя апсидами, большим центральным куполом на барабане, окружённым несколькими малыми, которых в Эльмалы-килисе – восемь, в Чарыклы-килисе – три, в Каранлык-килисе – пять. В Эльмалы-килисе купола перекрывают боковые пространственные ячейки и не имеют барабанов; все сюжетные композиции размещены в люнетах стен. Чарыклы-килисе вырублена над помещением трапезной, это – храм смешанного типа: в восточной части имеет план вписанного креста на четырёх колоннах, в западной – свободного креста, образованного тремя рукавами, которые сходятся под пространством центрального купола. Восточная пара парусов центрального купола опирается на две колонны, а западная – на углы стен. По мнению исследователей, особенность структуры Каранлык-килисе состоит в том, что четырьмя малыми куполами перекрыты угловые ячейки и ещё одним – пространство перед центральной апсидой; имеет перед входом прямоугольный нартекс, перекрытый цилиндрическим сводом. Росписи всех трёх храмов были выполнены хорошо обученными мастерами, однако, несмотря на сходство (цветовая гамма, выраженное повествовательное начало, обилие растительного орнамента, большое число изображений донаторов и др.), исследователи не могут отнести х к работам одной мастерской.

 



 
PR-CY.ru