ГЁРЕМЕ - Страница 3

Цикл начинается композицией «Благовещение», изображенной на южном склоне свода, перекрывающего предалтарную ячейку, далее следуют: «Встреча Марии и Елисаветы» и «Испытание водой» (сюжет из Протоевангелия Иакова), «Праведный Иосиф и Богородица» (в люнете), «Рождество» (в южном рукаве креста). В северном рукаве креста – «Поклонение волхвов», «Сон праведного Иосифа» (в люнете), «Бегство в Египет». Заканчивается цикл на северном склоне предалтарного свода «Введением Пресвятой Богородицы во храм». В угловых ячейках южной части храма, в двух верхних ярусах стен, помещены сюжеты: «Явление ангела св. Иоанну Предтече», «Встреча св. Иоанна Предтечи и Иисуса Христа», «Крещение», «Праведный Закхей», «Исцеление слепого», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Суд Анны и Каифы». Далее, начиная с нижнего яруса западной стены северо-западной угловой ячейки, – «Отречение и плач апостола Петра», «Омовение ног апостолам», «Суд Пилата», «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во гроб», «Жёны-мироносицы у Гроба Господня», «Сошествие во ад». В своде средней ячейки западного поперечного нефа – «Отослание апостолов на проповедь». На западной стене, в люнете и на склонах арки над входом, – «Сошествие Святого Духа на апостолов». Не сохранилась, но определяется исследователями по фрагментам сцена «Успение Богоматери» в нижней части стены южного рукава креста (симметричная композиция на северной стене утрачена). Остальные поверхности заняты изображениями святых мучеников и воинов, а также орнаментальным декором. Стиль живописи с преобладанием гармоничных сочетаний розовых, голубых, коричневых тонов, естественностью поз, выразительными ликами, богатым орнаментом ориентирован на византийские образцы. Эль-Назар-килисе (Гёреме 1) расположена в отдельно стоящем конусе. Храм типа свободного креста, рукава которого перекрыты цилиндрическими сводами, с куполом на барабане над средокрестием и тремя апсидами. Северо-западная часть обрушена. После продолжительных реставрационных работ храм открыт для посещения в 1999 г. Живопись сильно разрушена, в центральной апсиде сохранилась лишь в своде и доходит до уровня ниш. В конхе изображена Богоматерь с Младенцем на троне, по сторонам – фигуры двух архангелов в лоратных одеждах и двух неизвестных святых, по мнению исследователей, пророка и диакона. В зените конхи – божественная десница. В южной апсиде – фрагменты изображения Христа на троне, по сторонам – два ангела. Росписи северной апсиды не сохранились. В куполе и барабане – сцена «Вознесение». Восседающего на радуге Христа во славе несут четыре ангела. Ниже – Богоматерь «Оранта» в окружении 12 апостолов. В парусах – погрудные изображения евангелистов в медальонах. Склоны подпружных арок, а также центральные части сводов рукавов креста заняты изображениями пророков и мучеников в медальонах. В рукавах креста представлены композиции евангельского цикла: в южном – от «Благовещения» до «Рождества Христова» (на восточном склоне свода – «Елисавета, скрывающаяся в горе», – сюжет, основанный на Протоевангелии Иакова); в северном – «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Воскрешение Лазаря» (не сохранилось), «Сошествие во ад», под которым три фигуры в рост (в центре – с посохом и крестом, как полагают исследователи, св. Иоанн Предтеча); в западном – «Преображение», святые равноапостольные Константин и Елена, «Крещение».

 



 
PR-CY.ru