ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 9

Значительный вклад в исследование григорианского пения в ХХ в. был внесён также англичанином Г.М. Баннистером (1854–1919 гг.), каталонцем Г. Суньолем (1879–1946 гг.), французами Соланж Корбен (1903–1973 гг.), Рене-Жаном Эсбером (1899–1983 гг.), Э. Кардином (1905–1988 гг.) и Мишелем Югло (род. в 1921 г.), американцами К. Ливи (род. в 1927 г.), Дж. Мак-Кинноном (1932–1999 г.) и Л. Трейтлером (род. в 1931 г.), немцами X. Хукке (1927–2003 гг.) и В. Арльтом, итальянцем Дж. Каттином (род. в 1929 г.) и рядом других учёных. Если изначально изучение распева было сосредоточено лишь в нескольких европейских научных центрах, то с течением времени оно превратилось в бурно развивающуюся международную исследовательскую область. С 1960–1970 гг. в изучение григорианики активно включились американские университеты. Исследования по истории григорианики проводятся не только в Германии, Великобритании, Франции, Италии, но и в Испании, Скандинавских странах, Восточной Европе, Австралии, Южной Африке и Японии. Различным проблемам григорианского пения посвящено несколько тыс. исследований на разных языках. Во второй половине XX в. особая роль григорианики в римском обряде неоднократно отмечалась в официальных документах Римско-католической церкви. В Деяниях второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.) подчёркивалось, что «григорианское пение Церковь признаёт свойственным римской литургии. Поэтому в литургических действах, при равенстве в прочих условиях, ему следует уделять первостепенное место» (Конституция о священной литургии «Sacrosanctum concilium»). Последовавшие за Собором литургические реформы привели к вытеснению латыни национальными языками, к искажению традиционных форм богослужения времени, к проникновению в литургию чуждых ей музыкальных жанров и форм. В современных условиях григорианское пение сохраняется преимущественно в монастырском богослужении Западной церкви и в приходах, посещаемых представителями церковной интеллигенции. Основным источником официально утверждённого григорианского пения в послесоборную эпоху является «Римский Градуал» («Graduale Romanum»), выпущенный солемскими бенедиктинцами в 1974 г. В 2005 г. вышла первая часть послесоборного монастырского Антифонария суточного круга. Тексты григорианского пения заимствованы не только из Вульгаты, но и из других, более ранних латинских переводов Библии; используются также парафразы библейского текста. Значительную роль в григорианском пении играют тексты Псалтыри. Ритмизированная проза латинской Библии находит в григорианском пении совершенное воплощение. В григорианистике принято различать три основных стиля церковной монодии в целом и григорианского пения в частности: силлабический (один музыкальный тон на слог текста), невматический (от двух до четырёх – пяти тонов на слог) и мелизматический (неограниченное количество тонов на слог).  К силлабическому стилю относятся многие антифоны и гимны оффиция, секвенции мессы, значительная часть мелодий «Credo». В невматическом стиле поётся бо́льшая часть песнопений проприя и ординария мессы, однако «Kyrie eleison», градуал и «Аллилуия» принадлежат к мелизматическому стилю.

 



 
PR-CY.ru