ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ

ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ, григорианский распев, григорианика, григорианский хорал (устар.) – традиционное обозначение одноголосного (монодийного) пения римского обряда. Тексты григорианского пения, в основном, происходят из Священного Писания в его латинские версии или являются переработками библейской поэзии. Григорианское пение сложилось на территории современной Франции, Южной и Западной Германии, Швейцарии и Южных Нидерландов в VIII–IX вв. и дошло в непрерывной, хотя исторически и изменявшейся традиции до настоящего времени, являясь неотъемлемой частью наследия древней неразделённой церкви. В раннесредневековой литературе григорианское пение считалось певческим стилем римского происхождения и определялось как «римское пение» («cantus romanus» или «cantilena romana»). Создание мелодий григорианского пения приписывалось папе Римскому Григорию I Великому. В истории неоднократно возникали сомнения в его авторстве; в настоящее время признано, что роль Григория I Великого в создании григорианского пения ограничивалась только отбором и редакцией певческих текстов, лишь впоследствии послуживших основой для григорианики и для так называемого староримского пения. Мелодическое содержание григорианского пения во многом было обусловлено традициями, уже существовавшими на территории Франкского государства в конце VIII – начале Х вв., в правление династии Каролингов (см. Галликанское пение). Отсюда другое название григорианского пения, которое всё чаще встречается в современной исследовательской литературе, – романо-франкское пение или романо-франкский распев (англ. Roman-Frankish Chant). Наряду с термином «григорианское пение» по традиции употребляется также обозначение «ровное пение» или «простое пение» (лат. «cantus planus»; англ. «plainchant, pliansong»; франц. «plain chant» или «plain-chant»; итал. «canto planо»), иногда применяемое также к другим региональным видам церковного одноголосия. Источники по истории григорианского пения исследователи условно делят на четыре группы. 1. Певческие рукописи IX–XVI вв. и нотопечатные издания XV–XVII вв. Сохранилось около 30 тыс. рукописей, что составляет, по предварительным подсчётам, около 0,1% всего корпуса певческих книг, созданных в мастерских средневекового Запада. Помимо книг, дошедших до нас в полном виде, сохранилось несколько десятков тыс. фрагментов, бо́льшая часть которых не каталогизирована, наиболее ранние из них исследователи считают не менее ценными источниками по истории григорианского пения, чем полные рукописи. Ранние печатные издания каталогизированы, но изучены мало. Существуют следующие основные типы певческих книг: 1. Для евхаристического богослужения (мессы): а) ненотированные или частично нотированные Сакраментарий, Лекционарий мессы и Евангелиарий (разновидность – Евангелистарий); б) полностью нотированный Градуал (более раннее название – Антифонарий мессы); сольные разделы мессы могут быть выделены в отдельную книгу – Кантаторий; сборник песнопений на календарно неизменяемые тексты – Кириал; книга, в которой объединены все тексты и песнопения мессы, называется Миссал.

 



 
PR-CY.ru