ГЕММА - Страница 2

Геммы, в основном, изготавливали из одноцветных материалов, но сохранились и полихромные (камея с образом Николая Чудотворца, конец XI в., музеи Московского Кремля). Помимо традиционных представлений о магических свойствах камня на его выбор влияло и символическое толкование цвета, например, красные прожилки на яшме воспринимали как следы крови Господней; такие камни часто использовали для изображения Христа (камея с фигурой благословляющего Христа в рост, X–XI вв., Благовещенский собор Московского Кремля, музеи Московского Кремля. Оформление геммы оправой, как правило, из драгоценного металла с использованием жемчуга и драгоценных камней превращало её в наперсную икону-медальон. В эпоху Средневековья античные геммы сохранялись и на католическом Западе, и на православном Востоке. Они становились украшением церковной утвари, предметами личного благочестия правящей элиты, дипломатическими дарами политическим союзникам (таковы, например, геммы, найденные при археологических раскопках в Грузии). Декор реликвария трёх волхвов в Кёльнском соборе до конца XVI в. включал несколько гемм с портретами эллинистических правителей и римских императоров. Иногда античные портретные геммы воспринимали как изображения священных персонажей: гемма-инталия с портретом Юлии, внучки императора Веспасиана (I в.), украшавшая реликварий св. Дионисия (XII в.) в аббатстве Сен-Дени, судя по монограмме на оправе, почиталась как образ Мадонны; камея с портретами Друза Старшего и его супруги Антонии (I в., Государственный Эрмитаж), хранившаяся в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, считалась украшением обручального кольца св. Иосифа и Девы Марии. Большое число гемм попало на Запад после 1204 г., разорения Константинополя и императорской сокровищницы. Изучение и коллекционирование античных гемм возобновились в эпоху Ренессанса, оказали влияние на культуру гуманизма и изобразительное искусство того времени, способствовали расцвету глиптики. В Новое время геммы послужили учёным, например, Иоганну Иоахиму Винкельману, одним из источников для воссоздания истории античного искусства. Многие византийские геммы попали в Древнюю Русь, в сокровищницы древних храмов, например, в собор Софии Новгородской, в монастыри, а также в личную казну, прежде всего, княжескую. В XVI–XVII вв. византийские геммы с христианскими персонажами и сюжетами часто включали в декор архиерейских панагий: сапфир с образом Христа (X в.) в оглавье золотой панагии Новгородского архиепископа Пимена (около 1560 г., Новгородский музей-заповедник), сердолик с композицией «Распятие» в панагии патриарха Иова (1598 г., музеи Московского Кремля) и др.



 
PR-CY.ru