ГЕММА

ГЕММА (лат. gemma – почка, драгоценный камень, перстень с печатью). 1. Произведение глиптики (камнерезного искусства), полу- либо драгоценный камень, как правило цветной, обработанный (отшлифованный или огранённый) для дальнейшего использования; различные минералы, ценимые за редкость, твёрдость и красоту, например, агат, сардоникс, яшма, лазурит (ляпис-лазурь), реже сапфир, изумруд и др.; некоторые материалы некристаллического происхождения, например, жемчуг, красный коралл, янтарь. 2. Общее наименование резных полудрагоценных либо драгоценных камней. Геммы различаются техникой исполнения изображения: высокий рельеф – камея и углубленная резьба – инталия, последние использовались, главным образом, в качестве знаков собственности, печатей. С геммами соединялось представление о магических и лечебных свойствах камней: «Сила камня… смарагда, говорят, заключается в том, что в нём отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предвидение»; «...(агат) предотвращает вредные последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных». Геммы известны в искусстве Древнего Востока и эгейского мира с IV–III тыс. до н.э., как правило, одноцветные. В эпоху эллинизма, с ростом бюрократии и как следствие – потребности в печатях, производство гемм возросло; в одном из крупнейших центров, Александрии, мастера исполняли полихромные геммы преимущественно из сардоникса, имевшего слои разной окраски, что позволяло создавать живописное изображение, в котором светлый слой контрастировал с тёмным и наоборот («камея Гонзага» с портретами Птолемея II и Арсинои II, III в. до н.э., Государственный Эрмитаж). В императорский период Древнего Рима геммы, прежде всего, с портретами императоров и членов их семей, достигали большого размера – около 20 см в высоту («гемма Аугустеа» с изображением триумфа императора Августа, I в., Художественно-исторический музей, Вена). В III– IV вв., особенно в правление императора Константина и его преемников, искусство резьбы гемм пережило новый подъём, свидетельствуя о преемственности древних императоров, а также о мощи государства, например, «камея Ротшильда» с портретами императора Гонория и его супруги Марии (Лувр, Париж; долгое время считались портретами императора Констанция II и его супруги). Исследователям известны геммы, созданные в связи с учреждением новой императорской резиденции на Востоке – Константинополя, например, гемма большого размера из сардоникса с изображением императора Константина, которого венчает Тихе (богиня судьбы; IV в., переработана в начале XIX в., Государственный Эрмитаж). С переездом императорского двора на Восток коллекции гемм, собранные в Древнем Риме, оказались в Константинополе. Основным типом гемм в Византии стала камея, хотя сохранилось и производство печатей-инталий (например, с изображением битвы Феодора Тирона с драконом, из чёрного халцедона, около 1300 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также геммы, обработанные с обеих сторон (на лицевой стороне – камея, на обороте – инталия).

 



 
PR-CY.ru