ФЕОДОР СТУДИТ - Страница 3

Но главным памятником его литературной деятельности, где всего яснее сказались взгляды на жизнь, являются проповеди, поучения и наставления. Они были собраны в двух «Катехизисах» (Большом и Малом). Главной темой Большого катехизиса служат идеалы аскетической добродетели – деятельной, а не созерцательной. Источником для автора являются Священное Писание и жизненный опыт; он отзывался на все главные вопросы текущей политической и общественной жизни. Малый катехизис был одной из любимых книг средневекового греческого и, по-видимому, славянского общества. Из отдельных слоёв особенно выделяются надгробные речи в память материи и игумена Платона. Не менее ценной является и переписка Федора Студита. Многие из его писем очень важны для истории церковно-политических вопросов VIII–IX вв.: из них видно, что он был врагом византийского цезарепапизма и защитником первенства Римской церкви как главного оплота против тирании иконоборцев. В переписке видна его пламенная любовь к свободе церкви и ревность к поддержанию церковного единства Востока и Запада. Обширное эпистолярное наследие Феодора Студита представляет важный источник по истории византийского государства и церкви IX в. В истории литературы Феодор Студит известен и как поэт. Из его поэтических произведений исследователи выделяют каноны «На воздвижение св. Креста» и «На поклонение св. иконам», употребляемые и сейчас в богослужении, а также гимны святым. Больше всего известны его эпиграммы – краткие стихотворения ямбического размера (всего 123) на различные темы из монастырского обихода. В рамках этой формы Феодор Студит с большой живостью, непосредственностью и чувством реальности набрасывает образы своих монастырских собратьев. Например, в эпиграмме «К монастырскому повару» есть такие слова: «Грязна рука у повара – душа чиста». Исследователи считают, что он во многом подготовил расцвет эпиграммы в последующие века. Через два года после смерти Феодор Студит был причислен к лику святых. Преемник Льва V Армянина, Михаил II Бальба (820–829 гг.), попытался держаться довольно своеобразной политики терпимости относительно иконопочитателей: дал амнистию всем, пострадавшим за иконопочитание (между прочим, и Феодору Студиту), и издал постановление, требовавшее, чтобы «никто не смел приводить в движение язык свой ни против икон, ни за иконы», «чтобы молчание было правилом во всем, что напоминает иконы». Однако и в это царствование произошло восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия. Постановление Михаила II оставалось в силе и при его преемнике, императоре Феофиле (829–842 гг.), который, однако, снова стал энергично преследовать иконопочитателей. Лишь после смерти Феофила, в регентство его жены Феодоры (за малолетством императора Михаила III), а также других лиц (в том числе и дяди императрицы – Мануила) византийское духовенство убедило императрицу, давно расположенную к иконопочитанию, восстановить его. История об этом времени сохранила такой любопытный факт. Император Феофил выбирал себе жену из первых красавиц государства. Предпочтение вначале было отдано некой Кассии. По процедуре жених должен был поговорить с невестой перед свадьбой. В беседе Кассия проявила такую независимость и свободу суждений, что он отверг её как слушком умную. Выбор пал затем на Феодору, а Кассия после такого унижения удалилась в монастырь и предалась литературным занятиям. Её успехи в литературе были таковы, что вместо императрицы Византия в IX в. приобрела великую поэтессу. Постоянные персонажи её сатирических ямбов – глупцы и невежды. В одном четверостишии можно усмотреть намёк на Феофила в злосчастные смотрины: «Но если он – юнец из рода царского, Вот это уж доподлинно «увы и ах!»». Во время регентства Феодоры был свергнут приверженец ереси патриарх Иоанн VII Грамматик (836–843 гг.) и на его место возведён защитник иконопочитания Мефодий I (843–847 гг.), подвергшийся преследованию при Феофиле. Под его председательством в 842 г. состоялся Собор, утвердивший и одобривший все определения Седьмого Вселенского собора и подвергший снова отлучению иконоборцев (исключение было сделано для Феофила); тогда же был установлен и совершён чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви в Неделю православия.



 
PR-CY.ru