ФЕОДОР СТУДИТ

ФЕОДОР СТУДИТ (759–826 гг.) – преподобный, выдающийся аскет, святой, византийский церковный деятель и писатель, богослов, один из главных учителей аскетизма и апологет иконопочитания (см. Иконопочитание), настоятель Сакудионского (794–798 гг.) и Студийского (с 798 г.) монастырей. Церковь чтит его как строгого ревнителя церковных правил и канонов, устроителя монастырского общежития, последовательного защитника иконопочитания и чудотворца. Память празднуется 11 (24) ноября. Родился Феодор в семье сборщика царских податей Фотина, получил хорошее образование под руководством матери, затем учился в Константинополе, где изучал риторику, философию и богословие. Под влиянием дяди Платона, игумена монастыря Сакудион, в 782 г. принял монашеский постриг в этом монастыре (его молодая жена Анна также приняла монашество). По свидетельству источников, будучи иноком, Феодор трудился на самых тяжёлых работах, посвящая всё свободное время изучению Священного Писания и трудов Отцов церкви. Ещё при жизни Платона (в 794 г.) стал игуменом, получил известность аскета и проповедника. Феодор ввёл в монастыре строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии. После того, как в 795 г. император Константин VI (780–797 гг.) в нарушение всех церковных правил насильно постриг свою супругу Марию в монашество и женился на фаворитке Феодоте, Феодор, считая долгом пастыря и монаха идти против всякого беззакония в церковных делах, выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака императора, хотя этот брак был одобрен патриархом и возводил на престол его родственницу. В публичном послании он обличил «прелюбодействие» императора и заявил об отлучении его от церкви. Крайне радикальную позицию Феодор занял и в отношении церковного руководства: когда Константинопольский патриарх Тарасий (784–806 гг.) позволил пресвитеру Иосифу венчать неканонический брак императора, он обвинил патриарха в мехианстве (прелюбодейской ереси) и разорвал с ним церковное общение. За это он и его сподвижники в 796 г. были арестованы и отправлены в ссылку в г. Солунь (Салоники), но вскоре после смерти Константина (в 797 г.) Феодор по настоянию императрицы Ирины, вернулся в свою обитель, а пресвитер Иосиф был лишён священнического сана, что послужило поводом к его примирению с патриархом. В 798 г. Феодор по предложению императрицы принял управление Студийским монастырём в Константинополе, для которого разработал устав «общего жития», предусматривавший правила строго послушания, отсутствие личной собственности, изучение Священного Писания и пр. Под его руководством Студийный монастырь стал светочем тогдашнего монашества: с монахами этого монастыря считались император и патриарх. Устав Феодора Студита получил широкое распространение в христианском мире. В XI в. один из списков Студийского устава был введён Феодосием Печерским в Киево-Печерском монастыре. В годы правления императора Никифора I Геника (802–811 гг.) Феодор Студит выступил с резким осуждением секуляризации монастырского имущества, а после того, как новый патриарх Никифор I (806–815 гг.) в 806 г. по инициативе императора восстановил в сане отлучённого ранее за нарушение церковных норм пресвитера Иосифа, Феодор Студит прервал с патриархом каноническое общение, за что был вновь изгнан на один из Принцевых островов, где пробыл два года (809–811 гг.) и вернулся в свой монастырь после гибели императора Никифора в войне с болгарами летом 811 г. Однако, когда к власти пришёл Лев V (813–820 гг.), отношения Феодора Студита со светской и церковной властями вновь обострились. По инициативе Льва V весной 815 г. патриархом был избран сторонник иконоборчества Феодот I Меллисин Касситерра (815 – 821 гг.). В том же году новый патриарх и император созвали церковный Собор, представители которого признали несостоятельными решения Вселенского собора 787 г. и осудили почитание икон.

 



 
PR-CY.ru