ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ - Страница 3

Боковые приделы были освящены во имя Иоанна Предтечи и Евфимия Великого. Впоследствии вокруг церкви вырос большой монастырь, названный Перистерским. Около 883 – 884 гг., через 14 лет игуменства в Перистерском монастыре и через 42 года после расставания с родными, Евфимий Новый Фессалоникийский встретился со своей семьёй. Он приобрёл для родственников два участка в пределах Фессалоники и построил женский монастырь, во главе которого поставил свою внучку Евфимию. Игуменом в свой монастырь назначил племянника Мефодия, а сам вновь удалился на столп, где подвизался раньше. Вскоре Евфимий Новый Фессалоникийский снова пришёл на Афон, где прожил 14 лет, а затем, предвидя скорую кончину, отправился на остров Иера вместе со своим учеником Георгием (8 мая), 13 октября Евфимий Новый Фессалоникийский заболел, а 15 октября скончался. Монахи из его обители Власий и Павел обрели мощи Евфимия Нового Фессалоникийского нетленными; до 22 декабря они находились в пещере, а 13 января 899 г. состоялось их торжественное захоронение в Фессалонике. Основные сложности для исследователей при анализе Жития связаны с датировкой событий жизни преподобного. Несмотря на регулярные указания агиографа, в каком году произошло то или иное событие, сопоставление датировок позволяет исследователям лишь приблизительно восстановить хронологию жизни Евфимия Нового Фессалоникийского. Нередко одно и то же событие в Житии датируется автором по-разному (в соответствии с индиктом, годом правления императора, годом от Сотворения мира и в некоторых списках – годом от Рождества Христова). По мнению исследователей, что автор Жития был недостаточно осведомлён о событиях первой половины IX в. Первым проследить хронологию жизни Евфимия Нового Фессалоникийского взялся издатель Жития Л. Пти, некоторые его датировки были скорректированы Х.М. Лопарёвым. Предпочтение обоих учёных отдавалось датировке по году царствования императора и году от Сотворения мира. Другой вопрос, связанный с Житием, касается отношения агиографа к патриарху Фотию. Х.М. Лопарёв видит в главах 12–14 апологию патриарха Фотия, однако в изложении агиографа конфликт Игнатия и Фотия представляет собой недоразумение и досадную случайность (характерно употребление выражений, подчёркивающих мнимую природу противостояния в церкви). При этом и Игнатий, по словам агиографа добровольно оставивший патриарший престол, и Фотий, «сияющий всеми добродетелями», оказываются искренними защитниками православия, а церковное единство в самом скором времени восстанавливается.



 
PR-CY.ru