Словарь по христианству Е ЕЛИМА

ЕЛИМА

ЕЛИМА – иудейский маг при дворе римского правителя Кипра Сергия Павла (Деян. 13:8). Елима пытался воспрепятствовать проповеди апостола Павла, когда тот вместе с апостолом Варнавой во время первого миссионерского путешествия посетил проконсула. В наказание Елима был временно ослеплён по молитве апостола Павла. Сергий, увидев торжество христианской веры, «уверовал, дивясь учению Господню» (Деян. 13:6–12). Елима также именуется Вариисусом (т.е. сын Иисуса) и «лжепророком иудейским» (Деян. 13:6). Истолкование образа Елимы, а также выяснение точного соотношения между его двумя именами – важные проблемы для христианской экзегезы. Во фразе: «...Елима волхв (ибо то значит имя его)...» (Деян. 13:8) – большинство исследователей рассматривают как «волшебник», «маг» (как истолкование имени Елимы). Поэтому имя Елима (негреческое по происхождению) исследователи считают транслитерацией семитского слова со значением волшебства, которое должно обладать отдалённым сходством по своему звучанию с греческим термином. Исследователи предложили различные варианты исходного термина: «мудрый», «мощный», «сильный». Ряд учёных производят от греческого слова, которое означает «толкователь снов». Т. Цан принял это написание за оригинальное, утверждая, что имя Вариисус является искажённой транслитерацией еврейского глагола «делать гладким, ровным», «успокаивать», которое могло быть переведено на греческий как «готовый». Появление этого разночтения в кодексе Безы исследователи объясняют более поздней правкой писца, который стремился соединить Елиму с упомянутым Иосифом Флавием иудейским магом Атомосом с острова Кипр. Этот маг помог прокуратору Феликсу достигнуть расположения Друзиллы, дочери Агриппы I. Кроме того, описывая родословие ветхозаветных патриархов, Иосиф Флавий сообщает, что «Элам оставил после себя эламейцев, родоначальников персов». В Священном Писании Элам (Елам) назван сыном Сима (Быт. 10:22), имя которого по-еврейски пишется так же, как и слово «имя». Поскольку маги ассоциировались с персами, исследователи здесь видят основания для связи между двумя именами Елимы без обращения к семитской реконструкции. Считая возможным словосочетание «сын Иисуса» заменить словосочетанием «сын Имени» (на основании Деян. 4:12),

 



 
PR-CY.ru