ЕЛИМА - Страница 2

Р. Стрелан усматривает тонкую языковую и понятийную игру в тексте книги «Деяния святых апостолов» (Сын Шема / перс (=маг) – сын Иисуса / Имени – Елима / маг). Смена имени её носителем и наличие у него двух имён, не связанных лингвистически друг с другом, – явление общепринятое в культуре эллинистического иудаизма (см., например, Иоанн-Марк – Деян. 12:12; Савл-Павел – Деян. 13:9). Описание еврея из диаспоры, вовлечённого в занятия магией, несмотря на её осуждение в нормативных еврейских текстах, кажется исследователям достаточно правдоподобным. Они полагают, что роль Елимы при дворе проконсула была подобной влиянию придворного философа или астролога. Тем не менее, отдельные исследователи акцентируют внимание на именовании Елимы «сыном Иисуса». На основании того, что в Священном Писании идиома «сын кого-либо» зачастую указывает не на родственные связи, а на принадлежность к определённому кругу лиц, например, к общине учеников (Лев. 1:5; 2 Пар. 35:14–15; Притч. 1:8; Деян. 4:36; Мк. 3:17; Лк. 11:19), исследователи полагают, что второе имя Елимы может указывать на его косвенное отношение к христианским кругам. Елима представлен в книге «Деяний святых апостолов» как серьёзный противник христианской веры, потому что своим служением совращал «с прямых путей Господних» (Деян. 13:10). Кроме того, в богословии книги «Деяний святых апостолов» конфликт между Павлом и Елимой исследователи рассматривают в контексте полемики о волшебниках-магах и лжепророках. Евангелист Лука описывает и других ложных последователей Иисуса Христа (Симона Волхва – Деян. 8:9–24; сыновей первосвященника Скевы – Деян. 19:13–16 и др.). В каждом случае победа в споре над лжеучением одерживается благодаря чудесной силе Иисуса Христа и благодатной помощи Святого Духа (Деян. 13:9).



 
PR-CY.ru