Словарь по христианству Е ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО, Эриванское викариатство Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинского экзархата РПЦ (13 декабря 1912 г. – не раньше июля 1917 г., возможно, до 1930 гг.) с центром в городе Эривань (с 1936 г. – Ереван). Окормляло православные приходы на территории Эриванской губернии и Карсской области и, вероятно, части Борчалинского уезда Тифлисской губернии Российской империи (ныне на территории Армении, Грузии, Турции). В 1801 г. в состав России был включён Лоре-Ташири (историческая Северо-Западная Армения), здесь были расквартированы казачьи войска. Казаки сооружали в населённых пунктах православные часовни и церкви, где принимали военную присягу. Основу православного населения Армении составили русские военные поселенцы и отставники, администраторы, члены их семей, позже – крестьяне из внутренних областей империи. 21 июня 1811 г. с учреждением Грузинского экзархата РПЦ территории Лоре-Ташири в церковном отношении вошли в юрисдикцию Мцхетско-Карталинской епархии экзархата (с 28 декабря 1818 г. – Карталинско-Кахетинская, Грузинская). 1 октября 1827 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, русскими войсками была взята Эриванская крепость. Старая эриванская греческая церковь, в своё время превращённая персами в мечеть, была вновь освящена как православная в честь Покрова Пресвятой Богородицы и почиталась как памятник взятия Эривани. В 1830 г. также в память о взятии Эриванской крепости в городе в псевдорусском архитектурном стиле был воздвигнут храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который жители города назвали «Русская церковь». Указ императора Николая I от 30 ноября 1830 г. о ссылке в Закавказье наиболее активных представителей «особо вредных сект» (молокан, духоборов, субботников) и о свободном переселении по собственной инициативе сектантов, а также ряд указов 1830–1840 гг., предоставлявших переселенцам значительные экономические льготы и свободное отправление богослужений по своему обряду, обусловили массовую миграцию в историческую Армению сектантов, а с ними – единоверцев и православных. К православным постройкам этого времени относится церковь великомученика Георгия (1832 г.) в селении Джалал-Оглы (ныне Степанаван, Армения). 4 октября 1837 г. путешествующий по Закавказью император Николай I заложил в крепости Александрополя (ныне Гюмри, Армения) один из наиболее крупных православных храмов региона – каменную церковь, освящённую в 1842 г. во имя царицы великомученицы Александры, небесной покровительницы его супруги, Александры Фёдоровны. Вслед за этим в городе стали строиться другие православные церкви. Во второй половине XIX в. число православных храмов на территории Ереванского викариатства значительно выросло – в основном, благодаря расквартированным в различных городах русским войскам, за счёт походных и переоборудованных из них в постоянные церквей со штатным священником. Значительная часть храмов была выстроена в русском стиле по образцовому проекту для российских полковых церквей архитектора Фёдора Михайловича Вержбицкого; церкви Ереванского викариатства интересны тем, что выполнены не из кирпича, как во внутренних областях России, а из натурального камня разных цветов. В 1878 г. России по Сан-Стефанскому мирному договору отошёл Карс (ныне на территории Турции).

 



 
PR-CY.ru