ЕЛИСЕЙ - Страница 2

Царский стольник Александр Севостьянович Хитрово после дознания установил, что в гробу покоились останки инока, чудотворений от них не было. В 1668 г. по приказу А.С. Хитрово над гробом была поставлена небольшая часовня рядом с Никольской церковью. Вскоре у гробницы стали совершаться чудотворения. Их описанию посвящено «Сказание о чудесах и явлениях преподобного отца Сумского, нового чудотворца», созданное, как полагают исследователи, между 1701 и 1710 гг. и известное в одном списке конца XVIII в. (Российская национальная библиотека). В рукописи также содержится «Чудо о некоем черньци Елесеи имянем» из Жития преподобных Зосимы и Савватия. «Сказание…» состоит из шести рассказов об исцелении разных лиц по молитвам, обращённым к не названному по имени «новому Сумскому чудотворцу»; первые пять чудес датируются 1668–1670 гг., шестое чудо – 1704 г. По мнению Олега Витальевича Панченко, открывшего и опубликовавшего этот памятник, первоначальный текст «Сказания…» был составлен в официальных кругах в период осады Соловецкого монастыря в 1667–1676 гг.: в четвёртом чуде соловецкие насельники названы «замятежниками». Инициатором записи текста был сумский таможенный голова Фаддей Панфилов. В подзаголовке отмечено, что «Сказание…» «списано со старых столпцов», т.е. первоначально имело форму делопроизводственного документа. Исследователи полагают, что «Сказание…» о чудотворениях в послушном властям Сумском остроге должно было свидетельствовать о Божьей помощи тем, кто пытались покорить мятежный Соловецкий монастырь. В свою очередь, мятежные соловецкие монахи в письме царю Алексею Михайловичу от 23 февраля 1668 г. также ссылались на чудеса в Сумском остроге: «Многие ныне у нас явныя чюдотворения от Пречистыя Богородицы и угодников Ея, преподобных отец наших, во обители нашей, в Помории, в Сумском остроге и в Анзерской пустыни яве содеваются». В 1710 г., при соловецком архимандрите Фирсе, по указу архиепископа Холмогорского Рафаила была сделана вторая попытка идентифицировать мощи Сумского чудотворца (по мнению исследователей, в ходе этого дознания святой был отождествлён с Елисеем). В том же году над могилой поставили новую деревянную раку с изображением Елисея на верхней доске, впоследствии вместо часовни над мощами Елисея возвели деревянный Никольский храм, мощи покоились под алтарём (по мнению исследователей, между сведениями «Сказания...» о чудотворениях безымянного Сумского святого и рассказом из Жития преподобных Зосимы и Савватия о Елисее есть противоречие: в «Сказании...» сообщается о явлении святого «в священнических одеждах», однако, согласно Житию преподобных Зосимы и Савватия, Елисей не имел священного сана).

 



 
PR-CY.ru