ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН

ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН, правильнее – Зигавин, вариант – Зигадин (около 1050 – около 1122 гг.) – византийский монах, богослов, экзегет и полемист. Евфимий Зигабен (в миру Иоанн) жил в Константинополе в эпоху последнего культурного расцвета Византии при Комнинах. Был родом из малоизвестной по источникам деревни Зигада или Зигадон. Был монахом расположенного в Константинополе монастыря Богородицы Перивлепты, получил хорошее образование. Его учителем был Иоанн Итал. По предположению Андреаса Папавасилиу, Евфимий Зигабен знал древнееврейский язык и, возможно, арабский. При дворе византийского императора Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) в должности протасикрита занимался дипломатической перепиской императора. По свидетельству дочери императора Алексея I Анны Комнины, Евфимий Зигабен был знаком с высшим духовенством. Как пишет Анна, император был озабочен необходимостью опровергать богомильство и поручил Евфимию Зигабену создание труда по обличению всех ересей, и сам назвал книгу «Догматическая паноплия» (т.е. всеоружие). Евфимий Зигабен принимал деятельное участие в разоблачении еретических взглядов главы богомилов монаха Василия. После царствования императора Алексея I Комнина какие-либо данные о жизни Евфимия Зигабена отсутствуют. Обширнейшее произведение «Догматическая паноплия», или «Догматическое всеоружие православной веры» сохранилось в 72 рукописях XII–XVIII вв. и с 1555 г. неоднократно издавалось. Как явствует из пролога, предварительная работа по отысканию соответствующих святоотеческих мест была проведена разными лицами, и лишь объединение собранных отрывков было поручено Евфимию Зигабену, а также проту монастыря на горе Ганос Иоанну Фурну. Одним из главных методов аргументации, используемых Евфимием Зигабеном, исследователи считают пространное цитирование творений отцов церкви. В прологе вслед за хвалой императору Алексею I помещены отрывки из сочинений Григория Богослова и Григория Нисского против эпикурейцев. Первая глава содержит извлечения из «Большого огласительного слова» Григория Нисского и «Точного изложения православной веры» Иоанна Дамаскина. Эти сочинения (равно как «Ареопагитики», сочинения Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла Александрийского и Максима Исповедника) образуют основу для второй главы «Догматической паноплии». Эти главы (как и третья) с выдержками из «Ареопагитик», из сочинений Иоанна Дамаскина и Максима Исповедника, посвящены Святой Троице. В четвёртой главе, образуемой извлечениями из сочинений Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина, речь идёт о непознаваемости Бога, в пятой, основанной на творениях того же Григория и «Ареопагитиках», – об «именах Божиих». Предметом рассмотрения в шестой главе является сотворение видимого и невидимого миров, для чего используются цитаты из сочинений Григория Богослова, Григория Нисского и Максима Исповедника. Высказывания этих авторов (как и Иоанна Дамаскина и других отцов церкви) служат для разъяснения догмата о воплощении Христа в седьмой главе «Догматической паноплии».

 



 
PR-CY.ru