ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН - Страница 2

С восьмой главы, содержащей полемику с иудеями и основанной на творениях Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и Леонтия, епископа Неапольского, начинается опровержение различных учений. В девятой главе речь идёт о Симоне Волхве, Маркионе и Мани, в связи с чем приводятся тексты Василия Великого и Афанасия I Великого, Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина. Десятую главу составляет отрывок из толкования на Евангелие от Иоанна, принадлежащего Кириллу Александрийскому и направленного против еретика Савеллия. В одиннадцатой главе опровергаются арианство и евномианство посредством выдержек из сочинений Кирилла Александрийского, Афанасия Великого и Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина. За исключением двух последних, те же отцы церкви являются авторами произведений, выдержки из которых собраны в направленной против пневматомахов двенадцатой главе. Тринадцатая глава представляет собой переработанную заключительную часть «Изложенного в Константинополе синодика» монаха Иоанна Иерусалимского против учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Исследователи не исключают, что эта переработка была выполнена Евфимием Зигабеном в связи с диспутом о Filioque между архиепископом Миланским Петром Гроссолано и греческими богословами в 1112 г. Тринадцатая глава «Догматической паноплии» сохранилась в ряде рукописей как отдельное сочинение под именем Евфимия Зигабена, но иногда – под именем патриарха Фотия. В направленной против учения Аполлинария четырнадцатой главе представлены тексты Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и Иоанна Дамаскина. Произведения Кирилла Александрийского и Иоанна Дамаскина цитируются и в пятнадцатой главе, где речь идёт о несторианах. Посвящённую монофизитам шестнадцатую главу образуют отрывки из творений Афанасия Великого, Анастасия Синаита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, а также Леонтия Византийского. Сочинения Иоанна Дамаскина и Леонтия Византийского используются в семнадцатой главе, в которой опровергается учение афтартодокетов Галикарнасского епископа Юлиана и Александрийского патриарха Гайана (по их мнению, тело Христово было нетленно и неподвластно разрушению от самого зачатия). Отрывки из произведений Афанасия Великого, Кирилла Александрийского и Анастасия Синаита образуют восемнадцатую главу, направленную против теопасхитов, учивших о страдании на кресте Самого Божества. Девятнадцатая глава содержит выдержку из текста, принадлежащего Василию Великому, и обращена против учения агноитов, считавших, что поскольку человечество Христа во всём подобно нашему, то Христос не знал того, что несвойственно знать человеку. В двадцатой главе опровергается шесть возводимых к Оригену мнений: о бестелесности первого человека до грехопадения, о предсуществовании души, о конечности адских мук, о возвращении демонов к Богу, о том, что тела умерших не воскреснут, а царству Христову наступит конец.

 



 
PR-CY.ru