ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

На иконе (по некоторым сведениям, её размер составлял 5х3 четверти, около 1х0,6 м) была изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростёртыми руками, окружённая небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял в 1395 г. лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатёр». Исследователи отмечают зависимость этого сюжета от цикла сказания о Владимирской иконе Божьей Матери, известного с конца XVI в. и включавшего сцену «Сон Темир-Аксака» (например, в росписи церкви Николая Чудотворца в Меленках, Ярославль, 1705–1707 гг., художник Фёдор Борисович Фёдоров; на иконе «Богоматерь Владимирская, со сказанием» (клеймо 20) письма Кирилла Уланова, 1717 г., Переславль-Залесский музей-заповедник). Икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, находилась в Рождественской церкви за левым клиросом. Ныне об образе напоминает изображение маслом, написанное в 2005 г. на западной стороне западной арки подкупольного пространства. Почитание иконы в Ельце было таково, что её списки быстро распространились по многим храмам города. Полные списки в точности воспроизводили иконографию первоначального образа, с той разницей, что легенда в клеймах (главным образом, во втором клейме) могла варьироваться в зависимости от особенностей или пожеланий заказчика. Широко известен появившийся, очевидно, позже краткий извод композиции: Богородица с воздетыми в молении руками (тип «Оранта») стоит на облаке, ангелы – по сторонам вверху. Одним из ранних известных списков Елецкой Аргамаченской иконы является икона, находящаяся ныне в Успенском соборе Паисиева Галичского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Костромская епархия). В центре многофигурной композиции представлена на облаке Богородица Оранта. Она облачена в синее платье с золотыми полосами отделки и в розовый мафорий с золотисто-охристым подбоем и золотой каймой по подолу. Разделка одежд выполнена «золотопробельным письмом». Уникальной чертой иконографии этой иконы исследователи называют изображение на шее Богоматери ленты, на которой закреплён медальон с оглавным образом Спасителя. Это дополнение контрастирует по цвету и масштабу с основной живописью, но выполнено довольно искусно «акварельным», прозрачным письмом, сквозь которое просвечивает основной тон одежд. На списке, по мнению исследователей, одновременно с его созданием, воспроизведён вотивный предмет, украшавший протограф. Под облаком надпись плохой сохранности: «(Ел)ецки(я) Пресвятыя (Б)огор(од)ицы».

 



 
PR-CY.ru