Словарь по христианству Е ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (Видение Божьей Матери Темир-Аксаку) – чтимый образ в городе Ельце Липецкой области (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ). Икона была создана стараниями клира и прихожан елецкой церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Аргамачьей (Аргамаченской) слободе в 1735 г. в воспоминание о событиях конца XIV в. В 1395 г. Темир-Аксак (Тамерлан) овладел Ельцом, перебив жителей и пленив Елецкого князя Феодора с боярами. Согласно преданию, в сонном видении Темир-Аксаку явилась Богородица, и наутро он повернул войска вспять, опасаясь поражения. Отступление Темир-Аксака связывают с чудом от Владимирской иконы Божьей Матери: 26 августа 1395 г., в день явления Богородицы Темир-Аксаку под Ельцом, в Москве перед Владимирской иконой, перенесённой по просьбе великого князя Василия Дмитриевича (1371–1425 гг.) из Владимира, совершалось всенародное моление. В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Темир-Аксаку связывают Аргамаченскую слободу в устье реки Ельчик напротив елецкой крепости. О происхождении названия Аргамачьей горы бытует легенда: богатырь-великан из стана Темир-Аксака джигитовал там на аргамаке и сорвался со скалы в реку. В 1680 гг. в слободе взамен деревянного храма во имя Николая Чудотворца была построена деревянная же церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца (в 1789 г. освящена каменная). Её главной святыней стала икона (не сохранилась), принесённая в 1737 г. из Москвы клириками аргамаченского храма – священником Иоасафом Никифоровым, дьяконом Иоанном и дьячком Алексием. Бытует предание о том, что посольство в Москву отправилось, чтобы «отыскать явленный на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм…, намерение увенчалось успехом: они списали икону Божьей Матери и, возвратившись пешком, принесли её на своих руках на Аргамач-гору, в церковь». Несмотря на связь этого предания с легендарной историей древней Елецкой иконы Божьей Матери, в зафиксированных историками-краеведами XIX в. надписях на принесённой иконе представлена реальная история её создания. Пространные надписи помещались в двух клеймах внизу иконы: первая сообщала о явлении Богородицы Темир-Аксаку, во второй излагалась история создания образа: «И сей образ… на сей дцке изображён, дабы чрез него сей Град Елец от всяких бед и зол, и скорбей, и напастей был освобождён…, о бывшем оном в Граде Ельце Богоматернем явлении в книгах сыскано в Москве, на сей дцке изуграфным художеством написано в 1735 г. бывшим в том граде воеводою Маиором Иваном Григорьевым сыном Нащокиным тщанием того града Ельца церкви Святого Николая Чудотворца Священника Иоасафа Никифорова, Диакона Иоанна, Дьячка Алексея по их обещанию трудами».

 



 
PR-CY.ru