Словарь по христианству Е ЕВПСИХИЙ

ЕВПСИХИЙ

ЕВПСИХИЙ (ум. в 361–363 гг.) – мученик Кесарие-Каппадокийский (память 9 апреля), как полагают исследователи, одно лицо с мучеником Евпсихием (ум. в 117–138 гг., память 7 сентября). Греческие источники, содержащие сведения о мученике Евпсихии, условно делятся исследователями на две группы по причине существования двух традиций почитания святого. Согласно одной традиции, мученичество Евпсихия относится к периоду гонений императора Юлиана Отступника (361–363 гг.), согласно другой – к правлению императора Адриана (117–138 гг.). К числу источников, представляющих первую традицию, принадлежит, прежде всего, анонимное Мученичество Евпсихия, сохранившееся в единственной рукописи греческой минеи за апрель из монастыря апостола Иоанна Богослова на острове Патмос (XI в.). Она впервые была описана А. Эрхардом, который предположил, что автором Мученичества является Никита Пафлагон (позже мнение опровергнуто Л.Г. Вестеринком). Впоследствии работу с текстом продолжил Франсуа Жозеф Мари Алькен, в 1983 г. Л.Г. Вестеринк подготовил его критическое издание. На этом Мученичестве основано сказание о Евпсихия в Синаксаре Константинопольской церкви и в Минологии Василия II, Сказания, помещённые под 7 сентября. Также известен канон Евпсихию, написанный Иосифом Песнописцем (в акростихе читается имя «Иосиф»), который содержится в греческой минее под 9 апреля и строго следует тексту Мученичества. В основе второй традиции лежит описание преследования христианского населения Кесарии после разрушения языческих храмов ранневизантийского церковного историка Созомена. Его рассказ послужил основой для заметок, помещённых под 9 апреля в Синаксаре Константинопольской церкви и в Минологии Василия II. Кроме агиографических источников сведения о почитании Евпсихия в Кесарии в IV в. содержатся в письмах Григория Богослова (датируются около 372 – 373 гг.) и Василия Великого (372–376 гг.). Вопреки мнению некоторых исследователей, 176-е письмо Василия Великого к епископу Амфилохию Иконийскому не является свидетельством о почитании Евпсихия. Евпсихий родился в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), происходил из знатного семейства. С юных лет был благочестив. Торжество по поводу его женитьбы совпало с праздником в честь богини Тихи (Фортуны). Возмущённый идолопоклонством сограждан, Евпсихий во главе других христиан разгромил языческое святилище, о чём было донесено императору Юлиану Отступнику. Зная, что ему предстоит мученическая кончина, Евпсихий раздал имущество бедным. Гнев императора обрушился на весь город. Император казнил многих знатных христиан, отнял имущество у церквей, многих клириков насильно отправил в армию. С города было снято почётное название Кесария (от «кесарь» – титул римских императоров), полученное при императоре Клавдии (41–54 гг.), и возвращено прежнее название – Мазака. Кроме того, со всех жителей стали собирать налог на восстановление святилища Фортуны. Евпсихий был арестован, его принуждали принести жертвы идолам, но он не поддавался угрозам. После пыток, во время которых Евпсихия, подвесив на дереве, строгали железными крючьями, мученик был усечён мечом. Из раны вместо крови вытекли вода и молоко. Тело Евпсихия погребли христиане.

 



 
PR-CY.ru