ЕВПСИХИЙ - Страница 3

Память Евпсихия отмечается в Евергетидском Типиконе второй половины XI в., последование Евпсихия включает минимальный набор песнопений – стихиры, канон авторства Иосифа, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа и седален, предполагается совершение вседневной службы с пением «Аллилуийя» на утрене. В Мессианском Типиконе 1131 г. под 9 апреля упоминается Евпсихий с указанием «Аллилуия». Во всех редакциях Иерусалимского устава описание службы на память Евпсихия отличается краткостью – пишется или только память, или память с указанием «Аллилуия». Подробное описание службы 9 апреля появляется в печатных изданиях (начиная с первопечатного: М., 1610 г.), тем не менее, последование Евпсихия по-прежнему состоит из стихир, канона и седальна. Изредка в книгах, следующих Иерусалимскому уставу, исследователи встречают кондак Евпсихию, но это, по их мнению, является, скорее, исключением. Последование Евпсихию, помещаемое в современных богослужебных книгах, включает следующие элементы: канон четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа, составленный гимнографом Иосифом (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом (в славянских печатных Минеях имя Иосифа отделено от акростиха и напечатано отдельно, как обозначение авторства), ирмос; цикл из трёх стихир-подобнов (в греческих и славянских Минеях набор стихир отличается; в славянской Минее XII в. содержится ещё одна стихира на тот же подобен, отсутствующая в современной славянской Минее); седален. В рукописях встречается кондак Евпсихию, не вошедший в печатные издания, седьмого гласа, «Божественнымъ огнемъ разжегся». Евпсихий изображается, как правило, безбородым юношей в хитоне и гиматии красного цвета, с крестом в правой руке, редко – в воинских доспехах. Его образ представлен в большинстве подробных минейных циклов под 9 апреля. В лицевых рукописных минеях – в греко-грузинской рукописи XV в. (так называемой Афонской книге образцов; Российская национальная библиотека) изображён в рост, молодым, безбородым, с тёмными, слегка вьющимися волосами средней длины, в красном гиматии с лиловым тавлионом (знак аристократического и воинского достоинства) и в лилово-розовом хитоне; в росписи храмов: Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (около 1386 г.), – в рост и святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), – оглавно; на иконах: «Минея годовая с праздниками» (XI–XII вв., Византия, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) – второй ряд сверху, третья группа слева, темноволосый мученик с короткой бородой, облачён в лилово-синий хитон и красный гиматий; «Минея годовая» (первая половина XVI в., Россия, Музей икон города Рекклингхаузена); «Праздники и месяцы года» (конец XIX в., Россия, частное собрание), а также на гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1713 г.; в воинских доспехах, с крестом в правой и щитом в левой руке) и Ивана Константиновича Любецкого (1730 г.; в хитоне и гиматии). В настенном минологии церкви св. Апостолов (св. Спаса), в Пече, Косово и Метохия (1561 г.), Евпсихий изображён в мучении (заколот мечом). В греческом иконописном подлиннике начала XVIII в. («Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота) – в минейном разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года», под 9 апреля святой ошибочно назван Евтихием, о нём сказано: «…Юный, был усечен мечем». В русском сводном подлиннике XVIII в. приведено подробное описание облика Евпсихия: «Подобием млад, взором умилен, власы на главе русы и кудреваты аки Георгиевы, риза верхняя лазоревая, исподняя киноварная, в сапогах жёлтых и в бронях, в руке меч, а в левой ножны; сей рода патрикийского благородия, пострада во младости за Христа».



 
PR-CY.ru