ЕВФИМИЙ, Кереселидзе Евстафий Соломонович, Евфимий Исповедник - Страница 2

В 1884 г. под руководством Имеретинского епископа Гавриила (Кикодзе) в Кутаисе был основан Комитет по восстановлению грузинского духовного пения, занимавшийся преимущественно сбором и записью западногрузинских песнопений. Ф.И. Коридзе переложил на пятилинейную нотацию несколько тысяч древнегрузинских песнопений, которые Е.С. Кереселидзе и М.Р. Шарадзе издали на собственные средства в шести сборниках: «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1895 г.), «Песнопения чина Погребения» (1899 г.), «Песнопения на Литургию Преждеосвященную, на Литургию св. Василия Великого, чина Венчания» (1901 г.), «Песнопения Пасхи» (1904 г.), «Праздничные причастны» (1908 г.), «Праздничные песнопения литургии» (1911 г.); в 1899 г. священники братья Василий и Полиевкт Карбелашвили выпустили в типографии Е.С. Кереселидзе и М.Р. Шарадзе сборники картлийско-кахетинских песнопений («Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Рождественские песнопения»). В 1893 и 1902 гг. Ф.И. Коридзе на средства Е.С. Кереселидзе и М.Р. Шарадзе посетил Гурию, где записал песнопения, исполненные знатоками древнегрузинского церковнопевческого искусства братьями Антонием и протоиереем Давидом Думбадзе. В 1908 г. М.Р. Шарадзе скончался от туберкулёза, Е.С. Кереселидзе тяжело переживал его смерть. Один из типографских рабочих забрал свою долю из типографии и имущества покойного, в перечень вошли ценные рукописи Ф.И. Коридзе. Лишь спустя несколько лет Е.С. Кереселидзе смог отыскать их в библиотеке основанного в 1907 г. Историко-этнографического общества Грузии, первым председателем которого был Евфимий Такаишвили, разрешивший Е.С. Кереселидзе скопировать рукописи. В 1909 г. Е.С. Кереселидзе при содействии редактора журнала «Шинаури сакмееби» («Домашние дела») Симеона (Мчедлидзе) перевёз типографию в Кутаис. Постоянного помещения не было, и типография с готовой продукцией была разграблена. В 1911 г. в Бахмаро скончался Ф.И. Коридзе, и ответственность за сохранность его архива взял на себя Е.С. Кереселидзе. В этот переломный момент своей жизни Е.С. Кереселидзе окончательно избрал монашеский путь. Его духовником стал грузинский подвижник того времени Алексий (Шушания; 1852–1923 гг.). В 1912 г. по благословению Имеретинского епископа Георгия (Аладашвили) Е.С. Кереселидзе поступил послушником в монастырь Гелати, где 23 декабря игумен Антимоз (Робакидзе) постриг его в монахи с именем Евфимий в честь Евфимия Святогорца. В мае 1913 г. Евфимий был рукоположён во диакона, в 1917 г. епископом Георгием – во иерея. В 1920 г. братия монастыря избрала Евфимия своим представителем в Имеретинское епархиальное собрание. В Гелати Евфимий занялся упорядочением и перепиской архивного фонда Ф.И. Коридзе, располагая материал в соответствии с годовым богослужебным кругом.

 



 
PR-CY.ru