ЕВФИМИЙ, Кереселидзе Евстафий Соломонович, Евфимий Исповедник - Страница 3

В 1921 г., с приходом советской власти, Евфимий, обеспечивавший монахов продуктами и лекарствами, был обвинён в антиправительственной деятельности и арестован, спустя несколько месяцев за отсутствием доказательств освобождён. Он продолжал работу с фондом Ф.И. Коридзе, что вызывало удивление даже у братии. Евфимий отвечал, что считает свои занятия «дороже серебра и золота и дороже драгоценных камней... представляю я себя ювелиром, который раскладывает драгоценные камни». В 1923 г. монастырь Гелати был закрыт, Евфимий спрятал около сорока крупных сборников из фонда Ф.И. Коридзе в Кутаисе, в доме одной благочестивой семьи. В 1924 г., после разрушения кутаисского кафедрального собора во имя царя Давида IV Строителя и расстрела 27 августа Кутаисско-Гаенатского митрополита Назария (Лежавы) и других священнослужителей, Евфимий выехал в Мцхету и увёз с собой несколько десятков рукописей. Став духовником женского мцхетского монастыря Самтавро, Евфимий при помощи Цилканского епископа Павла (Джапаридзе) укрыл фонд в мцхетском кафедральном соборе Светицховели. В 1929 г., во время Великого поста, Евфимий был переведён в монастырь Зедазени. Он перевёз фонд и, ожидая закрытия монастыря, сложил рукописи в железные ящики и зарыл в землю. В 1935 г. при содействии одного из сотрудников тифлисского храма-музея Метехи была создана комиссия историков и музыкантов, которая подтвердила историческую ценность рукописей из фонда Ф.И. Коридзе. В ноябре того же года Евфимий передал музею 34 нотных сборника, содержащие около 6 тыс. песнопений, и несколько рукописей духовного содержания (в настоящее время вместе с черновиками хранятся в Национальном центре рукописей в Грузии). В рукописях сохранились замечания Евфимия, глубокого знатока музыкальной части богослужения и невменной нотации XIX–XX вв., о последовательности песнопений согласно Типикону с учётом особенностей конкретных чинов; сведения о том, «как в старые времена, ставя какие знаки, обучался народ устному пению»; «Литургия для отроков», записанная на «простой» распев, и рассуждения о видах распевов и технике пения гамшвенебули (от груз. – украшенный); разъяснения грузинских музыкальных терминов и т.д. На вкладыше из четырёх страниц Евфимий приводит список авторов 2952 песнопений, расположенных в 22 рукописных книгах. Во время Великой Отечественной войны Евфимий был единственным насельником Зедазени. О престарелом подвижнике заботились его духовные дочери – монахини из Самтавро. Зимой 1944 г. монах Зоиле (Двалишвили) и несколько монахинь, навещавшие Евфимия, нашли его тяжело больным, прикованным к постели. Вскоре он преставился и был похоронен во дворе Зедазени у восточной стены храма. 18 августа 2003 г. на заседании Синода ГПЦ Евфимий был причислен к лику святых «за неоценимые заслуги в деле сохранения древних грузинских церковных песнопений, позволивших сохранить музыкальную сокровищницу грузинского народа». На заседании Синода РПЦ 26 декабря 2003 г. Евфимий был включён в Месяцеслов РПЦ.



 
PR-CY.ru