ЕВФРОСИН

ЕВФРОСИН (ум. в 1661/1662 гг.?) – Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, преподобный (память в Неделю вторую по Пятидесятнице – в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). Почитание Евфросина отразилось в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII–XIX вв.). Среди святых города Каргополя в «Описании...» указан «преподобный отец Ефросин пустынник, Куржеский чудотворец, иже в Андогской пустыне преставися в лето 7160 (1652)». В ряде списков «Описания...» вместо Андогской пустыни указана Андомская пустынь, например, в рукописи Российской национальной библиотеки (конец XVIII в.), и Евфросин именуется «Андамской пустыни начальник». Исследователи с большой долей уверенности предполагают, что Евфросин с середины 1650 гг. подвизался (возможно, был строителем) в Курженской мужской пустыни, где и скончался (исследователям представляется неверным мнение Евгения Евстигнеевича Голубинского о том, что Евфросин именовался Куржеским «или по родовой своей фамилии, или по месту своего рождения»). Курженская пустынь находилась на острове Курженского озера в Вытегорском уезде, в 90 км к северо-востоку от города Вытегра, у истока реки Андомы (ныне Вологодская область), по мнению исследователей, именовалась также Андомской (Андомской называлась ещё одна пустынь – во имя святителя Николая, находившаяся в 12 км от Курженского озера на Андоме); в литературе встречаются неверные указания на то, что Евфросин подвизался также и в данном монастыре. На рубеже 1660 и 1670 гг. Курженская пустынь была важным центром старообрядчества, вследствие чего по повелению Новгородского митрополита Питирима (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) осенью 1671 г. она подверглась разгрому, церковь в ней была сожжена. В середине XIX в. на месте пустыни находились часовня и памятник Евфросину (существуют фальшивые акты старообрядческого Курженского Собора 1656 г., в котором будто бы участвовал Константинопольский патриарх Афанасий; Собор предал анафеме реформированные обряды и постановил перекрещивать всех «еретиков», в том числе «никониан»). Важные сведения о Евфросине содержатся в ранних старообрядческих сочинениях. О пустыннике писал один из учителей раннего старообрядчества Епифаний в своём Житии (составлено между 1667 и 1676 гг.). Он был знаком с преподобным, называл его «святым», «любимым другом, братом и отцом». Епифаний рассказал, что Евфросин «от никонияньския ереси» бежал в «Андомскую пустыню... и скончася тамо о Христе Исусе... Аз у него в пустыне год жил во единой келии, и правило с ним въместе говорили; зело христолюбив человек был, безмолвие вельми любил». К Евфросину в Андомскую пустынь часто приходили скрывавшиеся от властей старообрядцы. В 1657/1658 г. здесь около года жил Епифаний, позднее – некий странствующий монах Варлаам, который оставался у Евфросина больше года, до кончины преподобного. В начале 1660 гг. Варлаам сообщил о смерти Евфросина Епифанию, который подвизался тогда в Троицком Сунарецком монастыре. Варлаам назвал Евфросина «святым», «чюдным мужем... зело любившим безмолвие», и рассказал, что после кончины преподобный «дивныя чудеса творит благодатию Духа Святаго». Опечаленный смертью «сердечного друга», Епифаний часто в молитвах призывал Евфросина и сподобился явления преподобного, который повелел прилежно молиться Пресвятой Богородице. Обращаясь к Евфросину, Епифаний сказал: «Ведаю аз, что ты давно умер» (рассказ о видении Евфросина Епифанию содержится также в «автобиографической записке» Епифания, дошедшей в составе «Христианоопасного щита веры против еретического ополчения» инока Авраамия).

 



 
PR-CY.ru