ЕВФРОСИН - Страница 2

Таким образом, кончина преподобного последовала после 1659/1660 г., когда Варлаам мог жить в Андомской (Курженской) пустыни, и за несколько лет до видения, бывшего между 1663 и 1664 гг., следовательно, Евфросин скончался около 1661–1662 гг. (если считать, что дата кончины Евфросина в опубликованном «Описании о российских святых» (7160 г.) не дописана в части единиц, то исследователи предполагают, что в данном каталоге мог быть указан 7169 (1660/61) год.; в различных списках «Описания...» в качестве даты кончины Евфросина встречаются также 1641, 1651 гг.). Сергей Александрович Зеньковский вслед за Василием Осиповичем Ключевским и Хрисанфом Мефодиевичем Лопарёвым считал, что этот Евфросин и автор «Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственной смерти» Евфросин – одно лицо. Эту точку зрения исследователи считают неверной, поскольку автор «Отразительного писания...» был жив ещё в 1691 г. Почитание Евфросина отразилось в сочинениях выговских авторов. В «Слове надгробном Петру Прокопьеву» (1719 г.) Андрей Денисов пишет, что один из основателей старообрядчества Досифей «благочестия ради крыяся... иже часто прибегая в пустынной некоей Куржетской обители, ея строении преподобнаго некоего старца Ефросина, в нейже и святыя церкви бяху». Те же сведения повторены в зависимой в этой части от сочинения Андрея Денисова «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, назвавшего монастырь Курженским. По свидетельству Жития Кирилла Сунарецкого (составлено на Выге между 1733 и 1740 гг.), Кирилл, странствуя по монастырям, около 1640 г. «отиде в пределы града Олонца, пришед же в Курженскую пустыню, идеже благоухает в земленых недрех преподобный Еуфросин Анъдомский, и тамо смотряше иноческих уставов прилежно» (Библиотека Академии Наук). Упоминание Евфросина в данном тексте исследователи рассматривают не как указание на то, что к концу 1630 гг. святого уже не было в живых, а как свидетельство почитания его в кругу, где составлялось Житие Кирилла Сунарецкого. Выговцы способствовали сохранению молитвенной памяти о Евфросине. Его имя было включено Семёном Денисовым в «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чюдесех их», написанное в 1730 гг. Здесь в ряду севернорусских почитавшихся старообрядцами святых (таких как Евфимий Архангелогородский, Геннадий (Качалов) Сурский) назван и «Евфросин Андомский, на западе лет возсиявшая всекрасная благодатная заря» (Исторический музей). «Слово воспоминательное...» Семёна Денисова было дважды издано старообрядцами в Супрасле и Гродно в 1786 г. Как установил И. Спасский, экземпляр гродненского издания, включавший службу российским святым Григория Суздальского и «Слово воспоминательное...» Семёна Денисова, «находился в руках редакторов «Службы всем святым, в земле Российстей просиявшим», работавших с ним в дни Собора 1917 г. для подготовки нового текста службы» (этот экземпляр издания труда Семёна Денисова с карандашными пометами хранится в Отделе редкой книги Российской государственной библиотеки). Память Евфросина включена в ряд рукописных православных месяцесловов. На основании Кайдаловских святцев архиепископ Сергий (Спассий) указал память Евфросина под 21 июля. В хронологическом списке всех русских святых, составленном игуменом Андроником (Трубачёвым), память Евфросина отнесена к 20 марта – дню памяти Евфросина Синозерского. Общерусской канонизацией Евфросина исследователи считают включение его имени в 1980 гг. в Собор всех святых, в земле Российской просиявших.



 
PR-CY.ru