Словарь по христианству Е ЕЛЕОНСКИЙ Николай Александрович

ЕЛЕОНСКИЙ Николай Александрович

ЕЛЕОНСКИЙ Николай Александрович (1843–1910 гг.) – протоиерей, профессор Московского университета, библеист. Родился в семье сельского священника Калужской губернии. Окончил Калужскую духовную семинарию, в 1868 г. – Московскую духовную академию вторым магистром (первым стал Иван Данилович Мансветов). В магистерском сочинении «Святое Евангелие от Марка: Против Баура», написанном под руководством архимандрита Михаила (Лузина; впоследствии епископ Курский), доказывал апостольское происхождение Евангелия от Марка, полемизируя с Фердинандом Христианом Бауром. По словам протоиерея Иоанна Соловьёва, Н.А. Елеонский был самым талантливым учеником епископа Михаила (Лузина), но «не рабски подчинился своему учителю в своих дальнейших трудах, а пошёл в них гораздо дальше и глубже». В 1868 г. назначен преподавателем в Харьковскую духовную семинарию. В 1869 г. переведён в Московскую духовную семинарию, преподавал гомилетику и литургику. В 1870 г. избран доцентом кафедры Священного Писания Ветхого Завета Московской духовной академии. В 1879 г. определён профессором богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. В том же году рукоположён во иерея и стал настоятелем церкви при академии. В 1891–1892 гг. состоял членом Московского духовного цензурного комитета. В 1892 г., после смерти протопресвитера Николая Александровича Сергиевского, определён вместо него профессором богословия Московского университета (возглавил кафедру богословия) и настоятелем университетской церкви мученицы Татианы. В 1897 г. удостоен звания заслуженного профессора. В 1904 г. возведён в сан протоиерея. В Московской духовной академии занимался преимущественно библейской исагогикой и экзегетикой. Печатал большинство своих произведений в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения». Посвятил ряд статей толкованию начальных глав книги Бытие, опирался на данные протестантских библеистов: Карла Фридриха Кейля, Франца Делича и др. Переводил на русский язык и готовил к изданию «Историко-критическое введение в канонические и неканонические книги Ветхого Завета» К.Ф. Кейля (перевод не закончен). Сочинение Н.А. Елеонского «Древнееврейская священная поэзия» имело значение с точки зрения подлинности учительных книг Ветхого Завета. В статье «Свидетельства о времени завершения ветхозаветного канона:

 



 
PR-CY.ru