Словарь по христианству Е ЕВСЕВИЙ

ЕВСЕВИЙ

ЕВСЕВИЙ – епископ Александрийский, псевдоним автора более двадцати гомилий на греческом языке. Сохранились как по-гречески, так и в переводах на латынь и восточные языки. Как предполагают исследователи, гомилии написаны в Сиро-Палестинском регионе на рубеже V и VI вв. Датировка опирается на особенности языка гомилий и терминологии, а также на сохранившуюся рукопись VI в. В настоящее время считается, что все гомилии принадлежат одному автору, но его личность остаётся не идентифицированной: среди предстоятелей Александрийской церкви исследователям не известен ни один с именем Евсевий. Введением к сборнику гомилий служит Житие Евсевия, имеющее целью объяснить происхождение проповедей (автор дважды уточняет, что аскетические подвиги Евсевия описаны «в другой книге»). В первой главе рассказано об избрании Евсевия на кафедру. До епископства он подвизался на горе близ Александрии, хорошо знал Священное Писание и был известен даром чудотворения. Кирилл Александрийский (ум. в 444 г.) посетил Евсевия и решил сделать его своим преемником. Во время предсмертной болезни он велел клиру и знатным горожанам привести подвижника к себе, однако Евсевий отказался. После неудачной попытки ночного бегства в Фиваиду, остановленной чудесным видением, Евсевий покорился и пришёл в Александрию, где получил хиротонию и после смерти Кирилла вступил на престол (реальным преемником Кирилла был Диоскор). Во второй главе повествуется об обращении Евсевием закоренелого грешника Александра, сына сенатора. Во время епископства Евсевий каждое воскресенье говорил проповеди, побуждавшие к исправлению многих грешников. Получив извещение о дурных поступках Александра, епископ пригласил его к себе и в частной беседе под видом притчи показал ему достоинство добродетельной жизни. Александр стал учеником Евсевия. Заключительная, третья глава, посвящена последним дням Евсевия и происхождению сборника гомилий. Предвидя свою кончину, Евсевий призвал Александра и в качестве наставления рассказал ему эпизод из своей монашеской жизни, когда при посещении Иерусалима ему было видение о награде пребывающим в ночном бдении. В следующее воскресенье Евсевий рукоположил Александра во епископа Александрии, а сам удалился на место своих прежних подвигов. Там он скончался и был погребён, а пещера с его останками была запечатана. Евсевий епископствовал семь лет, Александр – двадцать. Ответы, полученные им в своё время от Евсевия в частных беседах, были записаны нотарием Евсевия Иоанном, от лица которого написано Житие. Когда Евсевий скончался, Александр забрал эти записи и из любви к учителю еженедельно перечитывал их. После смерти Александра Иоанн надиктовал их некоему каллиграфу Мособию. Сборник гомилий Евсевия впервые был описан А. Галланди в XVIII в. Большая часть собрания описана и издана в XIX в. А. Маи, затем опубликована Ж.П. Минем.

 



 
PR-CY.ru