ЕВСЕВИЙ - Страница 2

По мнению Ф. Но, дошедшие до настоящего времени проповеди были извлечены из несохранившейся полной версии Жития Евсевия. Восьмая, 17–20 и некоторые редакции гомилий 5, 13 и 15–16 (согласно нумерации Ж.П. Миня) ошибочно включались в собрание проповедей Иоанна Златоуста; отдельные редакции гомилий 13 и 17, а также гомилии 14 и 15 иногда приписываются епископу Евсевию Эмесскому, а одна из редакций гомилии 16 – Константинопольскому пресвитеру Леонтию. По мнению исследователей, латинская версия корпуса Евсевия послужила образцом для так называемого сборника Евсевия Галликана. Гомилии 13 («О сошествии Иоанна Предтечи во ад»), 14 («О предательстве Иуды»), 15 («О дьяволе и аде») и 17 («В Святую и Великую пятницу на Страсти Христовы») содержат описание сошествия Христа во ад – одно из наиболее ранних в христианской традиции. Переводы сочинений Евсевия на славянский язык делались уже (судя по наличию их в Успенском и Троицком сборниках) не позднее X в. в Болгарии. Особое распространение получила гомилия 13, которая часто встречается в рукописях пространной редакции древнерусского апокрифа «Слово на воскрешение Лазаря» (XII–XIII вв.), для которого послужила одним из источников. Она содержится также в Успенском сборнике конца XII – начала XIII в. (Исторический музей), в другом сборнике того же времени (Российская государственная библиотека), в сборнике «Златая цепь» (XIV в.; Российская государственная библиотека; конец отличается от известных греческих редакций), в составе сербского триодного Торжественника третьей четверти XIV в. (Бухарест. Библиотека Академии Наук Румынии). Позднейшая рукописная традиция широко представлена в триодных Торжественниках XV–XVI вв. преимущественно восточнославянского происхождения. Широкое распространение в славянской традиции получила также гомилия 17, старший список которой содержится в так называемом Милешевском панегирике – Торжественнике минейном и триодном сербском изводе конца XIII – начала XIV в. из библиотеки Цетинского монастыря в Черногории, а позднейшие списки – в многочисленных, по преимуществу восточнославянских, Торжественниках триодных и сборниках XV–XVI вв. В сербский сборник Слов и апокрифов конца XIII – начала XIV в. (Российская национальная библиотека) входят гомилии 3, 12 и «О сошествии Господа во ад» (конец отсутствует). Гомилия 11 (на Богоявление) содержится в сербском минейном Торжественнике первой четверти XV в. (Бухарест. Библиотека Академии Наук Румынии). Известны списки гомилии 16 под заглавием «Слово о святой неделе»: cтарший русский список представлен фрагментом (без начала) в составе пергаменного сборника XIII в. (Библиотека Академии Наук) из коллекции «Финляндских отрывков» (Пергаменные рукописи Библиотеки Академии Наук СССР), старший южнославянский cодержится в сербском Торжественнике третьей четверти XIV в. (Бухарест. Библиотека Академии Наук Румынии). В XV–XVII вв. (и в позднейшей старообрядческой традиции) памятник широко представлен списками в составе триодных Торжественников, Златоструев, Измарагдов и сборников.



 
PR-CY.ru