ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ

ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ – общее название ряда протестантских, главным образом лютеранских, церквей. В начале XIX в. в Германии из-за падения уровня религиозной жизни начался процесс, который привёл к образованию Евангелических церквей. В основу этого процесса была положена концепция возрождения религиозной жизни первых времён протестантизма, с объединением в одно целое не только разных партий в лютеранстве, но и реформатов, последователей Жана Кальвина и Ульриха Цвингли. Это было вызвано усилением недовольства религиозных кругов общества крайними формами рационализма. Эта мысль нашла себе сильных поборников в лице нескольких знаменитых богословов (Фридриха Шлейермахера, Вильгельма Мартина Леберехта де-Ветте и др.), а главное – в лице прусского короля Фридриха-Вильгельма III. В 1817 г., в трёхсотлетнюю годовщину Реформации, в разных местах Германии, особенно в Пруссии, последовало соединение лютеран с реформатами. Это объединение получило название протестантской унии. Однако, несмотря на авторитет верховной власти и на усилия суперинтендентов и консисторий, это направление не нашло себе общего признания. В первую очередь, это было связано с главным протестантским принципом религиозной свободы в вероучительных истинах. Различные направления религиозной мысли находили своё отражение в противостоянии традиционалистов и либералов. Так, например, ортодоксы настаивали на важности различий между лютеранством и реформатством, особенно в учении о христианских таинствах, и в наибольшей степени о евхаристии. Также они подчёркивали необходимость внешнего авторитета, общеобязательного для верующих, причём «старолютеране» довольствуются авторитетом символических книг первой эпохи лютеранства, а «новолютеране» учили о необходимости, кроме того, авторитета церкви и пастырей. Традиционалисты отличались от либералов в вопросе отношения к католической церкви, их позиция была более толерантной. Также они стремились придать больший вес церковным таинствам и обрядам. Прямую противоположность ортодоксам составляли либеральные круги Евангелических церквей. Их также исследователи характеризуют как субъективистов. В основном, это были представители спекулятивной теологии, девиз которых – возможно большее сближение с современной наукой и безусловная самостоятельность в религиозных воззрениях. Однако, несмотря на блестящие успехи научной теологии в Германии, господствующую партию в Евангелических церквах составляли приверженцы унии и так называемые посредствующие теологии, которые стремились достигнуть объединения лютеран с реформатами.

 



 
PR-CY.ru