Словарь по христианству Е ЕФРЕМ

ЕФРЕМ

ЕФРЕМ (ум. в 1613 г.) – митрополит Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси Ермоген возглавил хиротонию Ефрема во митрополита Казанского, осенью того же года Ефрем прибыл в Казань (высказываемые в литературе предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Ефрем был архимандритом казанского в честь Преображения Господня монастыря, исследователи считают неверными; при этом несомненным признают факт, что Ефрем до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле Ермогена, бывшего Казанского митрополита, в 1606 г. возведённого на патриарший престол). В 1607–1610 гг. вместе с казанскими воеводами Василием Петровичем Морозовым и Богданом Яковлевичем Бельским Ефрем управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Ивановича Шуйского. Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников Ивана Исаевича Болотникова и Лжедмирия II. Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от церкви отказавшихся от присяги царю Василию Ивановичу жителей Свияжского уезда, после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 декабря 1606 г.). В 1606–1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы, казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы) получили от царя Василия Ивановича подтверждение на свои владения. 17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В августе в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на русский престол польского королевича Владислава в сентябре Ефрем принял у казанцев присягу королевичу. 8 января (по другим данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сентября 1610 г.), по мнению исследователей, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II. В результате начавшихся в городе волнений был убит второй казанский воевода Б.Я. Бельский, протестовавший против присяги «тушинскому вору», торжественное погребение Б.Я. Бельского совершил Ефрем. По мнению исследователей, под давлением большей части дворянской и городской общин Ефрем принял у казанцев присягу Лжедмитрию II (которого в это время уже не было в живых). 12 июня 1611 г. Ефрем отправил с казанским отрядом воеводы В.П. Морозова в Первое ополчение список с чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. После гибели Б.Я. Бельского и ухода В.П. Морозова Ефрем остался во главе гражданской власти в Казани и крае. В начале сентября казанцы во главе с Ефремом осудили убийство казаками одного из предводителей Первого ополчения, Прокопия Петровича Ляпунова, и отказались присягать сыну Лжедмитрия II. Грамоты Ефрема, направлявшиеся в разные города, способствовали формированию Второго ополчения во главе с Кузьмой Миничем Мининым и князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. После гибели патриарха Ермогена в польском плену 17 февраля 1612 г. Ефрем стал первым по чести архиереем Русской церкви. Земское правительство Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, сформированное в Ярославле, рассматривало Казанского митрополита как временного главу церкви.

 



 
PR-CY.ru