ЕФРЕМ - Страница 2

В марте-апреле 1612 г. «по боярскому указу» Ефрем возглавил хиротонию игумена Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря Герасима во епископа Суздальского и Тарусского. 29 марта 1612 г. земское правительство направило в Казань игумена Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Исаию и просило Ефрема о хиротонии его во епископа Крутицкого. По мнению митрополита Макария (Булгакова), Ефрем не исполнил этой просьбы. Другие историки полагали, что Исаия был хиротонисан, но из-за смерти или болезни не занял кафедру. По мнению Сергея Фёдоровича Платонова, Ефрем не был приглашён в Ярославль для участия в земском правительстве, потому что своим присутствием он сдерживал в Казани сепаратистские силы. В конце 1612 г. имя Ефрема перестаёт упоминаться в грамотах, как полагают исследователи, он был отстранён от участия в управлении Казанским краем дьяком Никанором Михайловичем Шульгиным, выступавшим против избрания царём Михаила Фёдоровича Романова и не допустившим поездки Казанского митрополита в Москву на Земский собор. В Казани произошёл переворот после получения известия об избрании царя: Н.М. Шульгин был арестован, и 26 апреля 1613 г. Ефрем в Троице-Сергиевой лавре встречал Михаила Фёдоровича и его мать царицу-инокиню Марфу. Подпись Ефрема стоит первой на соборной грамоте об избрании царя, датированной 21 февраля 1613 г. (грамота была составлена и подписывалась в мае 1613 г.). 24 мая церковные иерархи во главе с Ефремом подписали грамоту Строгановым с призывом уплатить налоги и дать взаймы денег, хлеба и товаров на содержание войска. В конце мая в Москве на Крутицкую кафедру был хиротонисан Иона (Архангельский) с возведением в сан митрополита (впоследствии он стал местоблюстителем патриаршего престола). 11 июля 1613 г. Ефрем возглавил венчание Михаила Фёдоровича на царство. Перед венчанием Ефрем произнёс обращённую к царю речь, в которой содержалась официальная версия событий Смутного времени. После венчания Казанский митрополит сказал поучение, в котором кратко охарактеризовал различные аспекты монаршего служения. Точное время отъезда Ефрема в Казань исследователям неизвестно; встречающееся в литературе утверждение, что он вернулся на кафедру в декабре 1613 г. и умер через несколько дней, документально не подтверждено. Ефрем был похоронен у алтаря собора казанского Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле, близ могил преподобных Ионы и Нектария, на месте, где раньше были похоронены Казанские святители Гурий и Варсонофий. Позднее над захоронением была построена часовня («пещёрка»). После закрытия монастыря и сноса всех его храмов в ХХ в. могила Ефрема оказалась под асфальтом, площадка использовалась как военный плац. Мощи Ефрема были обретены в ходе археологических раскопок, проведённых музеем-заповедником «Казанский кремль» 26 сентября 1995 г., ныне почивают в нижнем Сретенском храме казанского Петропавловского собора.

 



 
PR-CY.ru