ЕФРЕМ

ЕФРЕМ – болгарский гимнограф, работал в третьей четверти XIV в., как полагают исследователи, на Афоне или в Сербии. До середины 1970 гг. считался сербским автором, жившим в конце XIV – первой четверти XV вв., потому что его имя читалось в акростихе в cербской (доресавской орфографии) списке «Канона молебного за царя или деспота» четвёртого гласа, содержащемся в богослужебном сборнике первой четверти XV в. В тексте канона также упоминается сербский деспот Стефан Лазаревич. Но во второй половине 1970 гг., при описании рукописей сербского монастыря Хиландар на Афоне, в составе болгарского Канонника последней трети XIV в. был выявлен комплекс славянских гимнографических сочинений с именем Ефрем в акростихах и заглавиях, в числе которых был и Молебный канон (Канон молебен) с упоминанием в данном случае «царя нашего имярек». Этот комплекс включает: 1) Канон молебный ко Христу восьмого гласа (начало: «Отчаяннаго ума и умиленны душа моление прими, светодавче…»); 2) Канон молебный к Богородице восьмого гласа (начало: «В напасти различныя впад и искушениа злолютнаа…»); 3) Канон молебный за царя восьмого гласа (начало: «От сердца сокрушенна и умилены душа тебе песнь приносим…»); 4) Стихиры молебны восьми гласов к Пресвятой Богородице, «певаемы внегда хощеши» (начало: «Молбу хощу принести от убогаго ума и нечистыя душа…»); 5) «ины» Стихиры к Пресвятой Богородице «тогожде», «кроме краегранесия» (без акростиха) шестого гласа (начало: «Утоли волны страстеи, Дево…»); 6) Стихиры молебные ко Христу восьми гласов (начало: «Прими мя кающася, пастырю добрый…»); 7) Стихиры крестобогородичные «тогожде» восьми гласов (начало: «Агнца и пастыря тя девая и мати твоя зрящи на кресте повешена…»). Каноны и циклы стихир к Пресвятой Богородице и ко Христу содержат акростихи, включающие имя автора (в канонах оно даётся в тропарях девятой песни); не имеющие акростихов стихиры шестого гласа к Богородице и цикл крестобогородичных стихир определены в рукописи как творения того же автора. Корпус гимнографических сочинений Ефрема (наряду с творчеством учеников святых Константина (Кирилла) и епископа Мефодия, канонами и молитвами Кирилла Туровского) представляет весьма редкий до XVI в. пример обращения православного славянского автора не к национальной, а общехристианской тематике. Поэтика, образный строй и лексика творений Ефрема (в особенности молебных канонов и стихир) проникнуты исихастскими идеями борьбы с обуревающими душу страстями и глубоким переживанием личной греховности. Песнопения построены в форме монолога, от первого лица. Автор пребывает в сумрачном греховном состоянии, охвачен чувством бессилия перед «мысленными неприятелями», от которых не способен освободиться сам. Он молится Христу и Богоматери о спасении от грехов, поражающих душу и убивающих её смертью.

 



 
PR-CY.ru