Словарь по христианству Е ЕВСЕВИЙ - Страница 3

ЕВСЕВИЙ - Страница 3

Феодорит Кирский в «Церковной истории» описывал Евсевия в панегирическом тоне. Сведения из этого сочинения послужили основой для синаксарных Житий Евсевия. В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) память Евсевия помещена под 22 июня. Под тем же числом (22 харизана) она находится в различных сиро-яковитских календарях. Кроме того, существует два греческих Жития Евсевия, а также эпитома минология «Царской Минеи». Все они основаны на известиях Феодорита; в них расширено повествование, добавлены рассказы о чудесах. Подобным же образом была создана и сирийская версия Жития, основанная на несохранившейся греческой редакции. На Западе почитание Евсевия оставалось неизвестным до времени составления Римского Мартиролога Цезарем Баронием (XVI в.). Однако благодаря Мартирологу Иеронима Стридонского на Западе уже в V в. утвердилось почитание под 21 июня памяти епископа Евсевия Кесарийского. Бароний счёл невозможным поместить память Евсевия в Римском Мартирологе и заменил её памятью Евсевия, которую нашёл в греческих памятниках, сохранив, однако, прежнюю дату – 21 июня. В России до Димитрия Ростовского были известны только краткие проложные сказания о Евсевии, его пространное Житие было фактически заново составлено Димитрием Ростовским на основании «Церковной истории» Феодорита с учётом современной ему научной критики (болландистов, Барония). Память Евсевия отмечается в Типиконе Великой церкви IX–X вв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава, память Евсевия не указывается, но в рукописных славянских Минеях студийской эпохи 22 июня приводятся посвящённые Евсевию канон, цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон второй половины XI в. содержит краткое перечисление основных элементов последования Евсевия, которое включает канон, цикл стихир и седален; предполагается совершение непраздничной службы с пением «Аллилуия» на утрене. Мессинский Типикон 1131 г. указывает пение «Аллилуия», не описывая последования Евсевия подробно. В различных редакциях Иерусалимского устава служба в день памяти Евсевия описывается очень лаконично: приводится лишь его имя или указание «Аллилуия» (включая московское издание Типикона 1633 г.). В редких случаях в русских рукописях XV–XVI вв. имеется кондак Евсевия. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и в издании 1641 г. последование Евсевия изложено подробно, предписывается петь «Аллилуия» на утрене, последование включает кроме канона, стихир и седальна также кондак Евсевия и стихиры Божьей Матери (для совершения «аллилуйной» службы). В исправленном московском издании Типикона 1682 г. и последующих устав службы 22 июня начинается словами «Аллилуия или тропарь», обозначающими возможность выбора между постовой службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и общим тропарём Евсевия.

 



 
PR-CY.ru