ЕВСЕВИЙ - Страница 4

В изданиях Минеи тропарь не приводится до настоящего времени. Последование Евсевия, помещаемое в современных богослужебных книгах, включает общий отпустительный тропарь четвёртого гласа (только в славянском Типиконе); кондак четвёртого гласа на подобен (только в славянском; его текст связан с текстом общего кондака священномученику); канон четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа, творение Иосифа, с акростихом (в славянской Минее имя Иосифа отделено от акростиха), ирмос. По рукописям известны и другие песнопения Евсевию, отсутствующие в современных изданиях богослужебных книг: кондак шестого гласа, отчасти совпадающий с текстом кондака 20 июня; канон четвёртого гласа, с именем Георгий в богородичнах (кроме второй песни, которая приводится в одном из списков канона), ирмос, начало: «Могущественнейшей мудрости повелением Евсевий»; анонимный канон четвёртого гласа с акростихом «Благочестия воспеваю тезоименного, искреннюю жертву», ирмос, начало: «Мира причина». Евсевий изображается седовласым старцем с длинной бородой, единолично или в сцене мучения; как епископ облачён в подризник, фелонь (иногда крещатую), с омофором, палицей, в епитрахили, с Евангелием в руках. Образ святого представлен, главным образом, в минейных циклах: на миниатюрах рукописей, например, в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития Димитрия Солунского (1327–1340 гг., Фессалоника) – в молении и в греко-грузинской рукописи XV в. (так называемой Афонской книге образцов; Российская национальная библиотека); в настенных минологиях церквей, например, великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.), и Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (около 1386 г.), – в мучении (размозжён дубиной), в нартексах церквей Успения Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 г.), и Вознесения монастыря Дечаны, Косово и Метохия (1348–1350 гг.), – погрудно, святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), – в рост; в иконописи, например, на иконе «Минея годовая» (первая половина XVI в., Россия, Музей икон в Рекклингхаузене); на листовых гравюрах на каждый месяц года Григория Павловича Тепчегорского (1722 г., с развёрнутым вверх свитком в левой руке) и Ивана Константиновича Любецкого (1730 г.) – везде в рост. В греческом иконописном подлиннике начала XVIII в. – «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота – в минейном разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 22 июня о святом сказано: «...Старец с широкою бородою, скончался, когда одна женщина поразила его в голову кирпичом». В сводном русском иконописном подлиннике XVIII в. Евсевий описан следующим образом: «...Подобием сед, власы на главе с ушей кратки, брада долга, аки Власиева (Власия Севастийского), ризы святительские зелёные, испод белы, в омофоре с Евангелием».



 
PR-CY.ru