Словарь по христианству Е ЕВЛОГИЙ

ЕВЛОГИЙ

ЕВЛОГИЙ (IV в.) – преподобный (возможно, пресвитер) в пустыне Египетской (память в Западной церкви 20 сентября), в палестино-грузинском календаре память Евлогия указана под 3 февраля. Первое упоминание о Евлогии содержится в «Лавсаике» Еленопольского епископа Палладия (IV–V вв.). Повествование об этом подвижнике входит в группу историй, рассказанных неким Кронием, пресвитером Нитрийским. Согласно этому источнику, Евлогий жил в Александрии, был богат и получил хорошее образование. Отказавшись от безбедного существования, дал обет всю жизнь заботиться о калеке, лишённом рук и ног, которого он нашёл в городе. В течение 15 лет Евлогий прислуживал калеке. Однако затем в того вселился бес, и больной принялся поносить и оскорблять Евлогия, обвиняя его в притворстве и лености. Монахи близлежащего монастыря посоветовали Евлогию отправиться вместе с увечным за советом к Антонию Великому. У пещеры Антония Евлогий ждал, когда ему позволят войти к преподобному, и был очень удивлён, услышав, как старец сам позвал его по имени. Евлогий рассказал свою историю и признался, что уже готов бросить калеку. Однако Антоний не позволил Евлогию нарушить обет, пристыдил увечного и ободрил Евлогия. Через сорок дней после встречи с Антонием Евлогий скончался, а через три дня умер и калека. Помимо греческой известны также латинская, сирийская и армянская (имя Евлогия в последней ошибочно передано как Лигин) редакции повести, тем не менее, изначально она предназначалась для грекоязычных читателей. Большая группа источников повествует о Евлогии как о святом, обладавшем даром прозорливости: это греческая и латинская редакции повести в «Жизни пустынных отцов» – произведении, созданном на рубеже IV и V вв., авторство приписано Руфину, а также «Церковная история» Созомена и более поздняя «Церковная история» Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.). Время жизни Евлогия в изложении этих источников оказывается несколько более поздним, чем у Палладия. Если в «Лавсаике» Евлогий был современником Антония Великого (ум. около 356 г.), то, например, у Никифора Каллиста Ксанфопула глава «О процветавших в то время в Египте божественных любомудрых мужах, бывших учениками и учениками учеников Антония Великого» посвящена Евлогию и другим египетским подвижникам.

 



 
PR-CY.ru