Словарь по христианству Е ЕВГЕНИЙ

ЕВГЕНИЙ

ЕВГЕНИЙ (VIII в.) – епископ, почитаемый с конца VIII в. в городе Медиолан (ныне Милан, Италия), святитель (память в Западной церкви 30 декабря). Хронист Ландульф Старший в «Медиоланской истории» (начало XI в.) со ссылкой на проповедь Медиоланского архиепископа Фомы (759–783 гг.) рассказывает историю о Евгении, заальпийском (transmontanus), видимо, галльском, епископе, который стал ревностным защитником амвросианского обряда. Согласно легенде, франкский король Карл Великий по инициативе Римского папы Адриана I решил провести в государстве франков унификацию богослужебного обряда по римскому образцу. С этой целью он повелел изымать из обращения книги других латинских богослужебных обрядов. После взятия города Папия (ныне Павия) в 774 г. Карл прибыл в Медиолан и обнаружил там богослужебный обряд Амвросия, отличный от римского. По его приказу богослужебные книги амвросианского обряда сжигались или, «подобно изгнанникам», отправлялись в Галлию. Вероятно, там с ними ознакомился Евгений, которого Ландульф вслед за Фомой называет «духовным отцом» Карла Великого. Осознав богодухновенность этих книг, святитель выступил в защиту амвросианского обряда. Присутствуя на Соборе в Риме, смело защищал древние обычаи Медиоланской церкви. Вызванный для собеседования к папе Адриану I, Евгений отметил, что обряд, восходящий к Амвросию, «украшению всей Церкви, как латинской, так и греческой», не может быть неправильным, и что хороши обе богослужебные традиции – и восходящая к Амвросию Медиоланскому, и римская, приписываемая Григорию I Великому, «блаженному учителю и наставнику», который сам не пытался уничтожить амвросианский обряд. Прислушавшись к доводам Евгения, папа решил предоставить решение вопроса Божьему суду. На алтарь в оратории апостола Петра были положены две книги, одна содержала богослужебные тексты по амвросианскому обряду, другая – по григорианскому. Обе книги и двери оратория были запечатаны печатью Римского понтифика. После этого был объявлен трёхдневный пост и молебствие о том, чтобы Бог открыл Свою волю, – пусть та книга, обряд которой более угоден Ему, будет найдена открытой. Если одна из книг останется закрытой, содержащийся в ней обряд должен быть искоренён из латинской церкви. По прошествии трёх дней папа Адриан I и сопровождавшие его епископы, клирики и миряне вошли в ораторий и с ужасом увидели, что обе книги остались запечатанными. По мнению Ландульфа, это произошло в соответствии с Божьим Промыслом, чтобы ни у кого не возникло мысли, будто кто-то мог тайно проникнуть в ораторий и открыть книгу. Когда все пребывали в смятении, неожиданно с обеих книг слетели печати, и книги одновременно открылись на одном и том же чине. Все поняли, что Господу угодны оба богослужебных обряда, что и пытался доказать Евгений. Папа Адриан I вместе с церковным Собором постановил, что в Медиолане, как и прежде, богослужение может совершаться по амвросианскому обряду, однако это постановление не должно распространяться на всю латинскую церковь, где следовало принять римский обряд. Когда это решение достигло Медиолана, было обнаружено, что все книги амвросианского обряда были изъяты Карлом Великим. Удалось найти лишь один Миссал, скрытый неким пресвитером. После этих событий Евгений прибыл в Медиолан и привёз другие книги амвросианского обряда, вероятно, из числа тех, что были вывезены из города, и передал их Медиоланской церкви.

 



 
PR-CY.ru