ЕВФИМИЙ

ЕВФИМИЙ (ум. после 1492? или около 1527? г.) – преподобный Карельский (память 18 апреля – вместе с праведными Антонием и Феликсом Карельскими, 21 мая – в Соборе Карельских святых, 15 декабря – в Соборе Кольских святых), почитается как основатель (возобновитель?) Корельского во имя Николая Чудотворца монастыря, как полагают исследователи, одно лицо с Евфимием Архангелогородским. Сведения о Евфимии скудны, наиболее раннее упоминание содержится в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII–XIX вв.). У исследователей есть основания предполагать, что святой некоторое время жил на Кольском полуострове: в рукописных синодиках храмов в сёлах Варзуга и Поной (Кольский полуостров) первыми упоминаются «схимонах Евфимий» и убиенные монахи, вероятно принявшие мученическую кончину в 1419/1420 г., когда Корельский Никольский монастырь наряду с двинскими погостами был разорён норвежцами («мурманами»; при этом «черноризиць посекле»). Впоследствии Евфимий, как полагают исследователи, перебрался с Кольского полуострова, также страдавшего от частых набегов норвежцев и финнов, на южный, Летний берег Белого моря, именовавшийся в то время Корельским, и поселился в Николо-Корельском монастыре (основан в начале XV в., закрыт в 1920 г., постройки в городе Северодвинске Архангельской области). Известно, что в более позднее время монахи Николо-Корельского монастыря были тесно связаны с Кольским полуостровом. Агиографическая традиция XVIII–XIX вв. приписывала Евфимию основание Никольского монастыря «в Корельском» (в «Описании о российских святых» сообщается: «Преподобный Евфимий, началник монастыря Корельскаго, иже бысть на Двине реце»). Однако исследователи полагают, что преподобный был не создателем, но возобновителем этой обители, неоднократно уничтожавшейся в результате набегов и пожаров. В позднейшей агиографической традиции Евфимий считался просветителем коренных народов Крайнего Севера: «Он просвещал словом и примером жизни своей блуждающих во тьме язычества народов финского племени, или, как называли их тогда новгородцы, корельских детей: курольцов, ровкульцов, вымольцев, тиврульцев и валдолейцев» (источники этой информации исследователям неизвестны). В большинстве агиографических исследований XIX в. кончина Евфимия бездоказательно отнесена ко времени около 1435 г. По мнению Евгения Евстигнеевича Голубинского, святой преставился в последних годах XV в.

 



 
PR-CY.ru