Словарь по христианству Е ЕВСТАФИЙ

ЕВСТАФИЙ

ЕВСТАФИЙ (около 300 – после 377 гг.) – епископ города Севастия (провинция Малой Армения, Малая Азия), один из устроителей монашества в Малой Азии, сторонник арианской и духоборческой ересей. Отцом Евстафия был Севастийский епископ Евлалий. В юношеские годы Евстафий был учеником Ария в Александрии, где, как полагают исследователи, познакомился с первыми опытами устройства монашеских общин Египта. После 325 г. стал клириком в Малой Азии, одним из первых начал здесь активную деятельность по образованию и развитию монашеских общин в Малой Армении, Понте и Пафлагонии. Регламентировал монашеский уклад как для отдельных подвижников, так и для большой монашеской общины. По причине чрезмерного увлечения внешней стороной аскетического делания Евстафию не удалось избежать злоупотреблений в сфере церковной дисциплины и искажений в христианской этике. Он стремился представить неженатое духовенство и всеобщую бедность как норму христианской жизни, призывал людей к безбрачию. По свидетельству историка Сократа Схоластика, Евстафий «делал многое вопреки церковным правилам: например, не допускал вступать в брак и учил воздерживаться от разных родов пищи, а потому многим состоящим в браке запрещал жить вместе и внушал, избегая церковных собраний, иметь литургическое общение в домах; под предлогом благочестия отвлекал рабов от господ; сам носил философский плащ и повелевал своим последователям надевать какую-то странную одежду; женщинам предписывал стричься; учил также, избегая положенных постов, поститься в воскресенье; запрещал совершать молитвы в домах людей, состоящих в браке; приказывал уклоняться, как от греха, от благословения и общения с пресвитером, имеющим жену, хотя бы тот вступил в брак по закону, ещё будучи мирянином». Историк Созомен полагал, что причиной этих отклонений от церковных обычаев и законов была чрезмерная строгость Евстафия в аскетических наставлениях; в то же время Созомен свидетельствовал, что некоторые защищали Евстафия от этих упрёков и связывали введение новшеств с его учениками. Аскетические наставления Евстафия воспринимались церковной иерархией как претензия на церковную реформу, посягательство на кардинальное изменение образа жизни христиан. Подобная деятельность вызвала в христианских общинах Малой Азии многочисленные социальные нестроения, потребовавшие от церкви канонического и богословского разбирательства, чему был посвящён ряд церковных Соборов. Впервые Евстафий был отлучён от церковного общения около 330 г. собственным отцом, Евлалием, епископом Севастийским (Созомен, по мнению исследователей, ошибочно называет Евлалия епископом Кесарии Каппадокийской), затем его отлучил Собор, состоявшийся в Неокесарии в Понте (дата проведения неизвестна). Гагрским собором (возможно, около 340 г.), согласно одним высказываниям Созомена, Евстафий был лишён священного сана (об осуждении и о низложении Евстафия говорит и Сократ Схоластик), согласно другим высказываниям, были осуждены только ученики Евстафия. Антиохийским собором (около 341 г.) Евстафий был уличён в клятвопреступлении, т.е. в неисполнении предписаний Гангрского собора; однако Созомен свидетельствует в пользу Евстафия, говоря, что он подчинился решениям Собора и отказался от своей вызывающей одежды.

 



 
PR-CY.ru