ЕМИЛИАН - Страница 3

Согласно рукописи, содержащей одну из ранних редакций Иерусалимского устава, Емилиану назначается общий тропарь. Все последующие редакции Иерусалимского устава (Типиконы, Минеи) назначают Емилиану службу с «Аллилуия»; последование Емилиана включает лишь минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален). В печатных греческих (Венеция, 1545, 1577 гг.) и русских (M., 1610, 1641 гг.) Типиконах 18 июля отмечается память мученика Иакинфа и Емилиана (в русском Типиконе память Емилиана указана на первом месте); греческие Типиконы ограничиваются указанием «Аллилуия», однако, согласно русским Типиконам, также назначающим службу с «Аллилуия», последование Емилиана соединяется со службой Октоиха по типу службы без знака. Начиная с московского издания Типикона 1682 г., в последование Емилиана добавляется общий тропарь мученику и кондак третьего гласа (в качестве кондака был использован седален Емилиана из греческой Минеи); память Емилиана всегда предваряется памятью мученика Иакинфа. В греческих богослужебных изданиях с конца XVII в. и до настоящего времени последование Емилиана по-прежнему не имеет тропаря и кондака; греческие Типиконы назначают 18 июля службу с «Аллилуия». Издана полиелейная служба Емилиану, составленная священником Георгием Вутеросом. Последование Емилиану, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает следующие элементы: общий тропарь мученику четвёртого гласа (только в славянских); кондак третьего гласа на подобен «Божественныя веры» (в греческих это седален по третьей песни; канон четвёртого гласа, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом; имя Иосиф в славянской Минее указано отдельно от акростиха), ирмос. В греческой Минее помещается другой цикл стихир-подобнов и других седален (славянский кондак). По рукописям известны песнопения Емилиану, не вошедшие в современные издания богослужебных книг: канон четвёртого гласа с акростихом («Емилиан прославляется мученик»), с подписью в богородичнах («Илии песнь»), ирмос (начало: «Достойно к похвале, святее»); анонимный канон первого гласа без акростиха, ирмос (начало: «Показавшему нам как луч светлый»); канон второго гласа с акростихом («Емилиана боговдохновенным воспеваю желанием»), с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос (начало: «Неувядающая отрасль на лугу, мудрый»); кондаки: второго гласа («Мужество души»), второго гласа с акростихом (начало: «Укреплённый высочайше»); два седальна. В афинском издании (1917 г.) полиелейной службы Емилиану помещены тропарь третьего гласа на подобен «Божия веры» («Камень честный Церкви»), кондак четвёртого плагального (т.е. восьмого) гласа на подобен «Взбранной» («Страстотерпцу верные песнословия»). Канон тот же, что и в Минее, два цикла стихир-подобнов из славянской и греческой Минеи распределены среди стихир вечерни, остальные стихиры (циклы подобнов и самогласны), а также большая часть седальнов (кроме седальна по третьей песни, заимствованного из греческой Минеи) и светилен составлены заново. Служба включает ветхозаветные чтения на вечерне (Ис. 43:9–14; Прем. 3:1–9а; 5:15–6:3а); на утрене – прокимен из Пс. 91 и Евангелие – Мф. 10:16–22; на литургии – праздничные антифоны (из избранных стихов разных псалмов) с пением тропаря Емилиана на третьем антифоне, прокимен из Пс. 63, Апостол – 1 Тим. 5:1–10, аллилуиарий со стихом из Пс. 91, Евангелие – Мк. 13:9–13.



 
PR-CY.ru