Словарь по христианству Е ЕМИЛИАН

ЕМИЛИАН

ЕМИЛИАН (ум. в 362 г.) – мученик Доростольский (память 18 июля). Пострадал при императоре Юлиане Отступнике (361–363 гг.). Был сыном Савватиана, префекта города Доростол (лат. Дуростор, ныне Силистра, Болгария). Первое упоминание о Емилиане у церковных писателей конца IV – V вв. – в продолжении «Хроники» Евсевия Кесарийского, написанном Иеронимом Стридонским, который кратко сообщает: «Эмилиан за разрушение алтарей в Доросторе сожжён викарием». Это событие Иероним датирует третьим годом 285-й олимпиады и вторым годом правления Юлиана Отступника (с ноября 362 г. по июль 363 г.). Проспер Аквитанский, переработавший в середине V в. «Хронику» Евсевия-Иеронима, относит кончину Емилиана к консульству Мамертина и Невитты (362 г.). Амвросий Медиоланский в письме от 389 г., не называя ни имени Емилиана, ни места страдания, сообщает, что некий христианин, осуждённый за разрушение языческих алтарей и разбрасывание приготовленных жертвоприношений, претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане. Среди греческих авторов о Емилиане впервые упоминает Феодорит Кирский (он лишь уточняет сообщения латинских хронистов, добавляя, что Емилиан был сожжён по приказу начальника всей Фракии, т.е. викария этого диоцеза). В данной форме это сообщение перешло в Пасхальную хронику и далее – в «Хронографию» Феофана Исповедника. В этих двух источниках Емилиан именуется воином. Сохранилось Мученичество Емилиана, составленное, как полагают исследователи, не позднее конца VI – начала VII вв. По их мнению, судя по ряду топографических указаний, оно было создано, скорее, в Доростоле или Придунайском регионе, чем в Константинополе. Мученичество содержит вполне достоверный рассказ о кончине Емилиана, не противоречащий свидетельствам более ранних источников. Хотя в Мученичестве не упоминается о перенесении мощей Емилиана в Константинополь, и это событие нигде точно не датируется, оно имело место до составления Пасхальной хроники (первая половина VII в.), т.к. в ней идёт речь о церкви во имя Емилиана и об одноимённых воротах в западном константинопольском квартале Равд. Наряду с преданием в основу Мученичества Емилиана легли подлинные документы допроса святого. На это указывают приведённые точные сведения о времени (третий час дня 16 июля) и месте (десятый квартал Клавдия) ареста Емилиана, а также имена воинов, которые его произвели (Валериан и Максентий). Правитель Доростола Капитолин, назначенный императором Юлианом, решил устроить по соглашению с местной знатью празднество в честь языческих богов и заготовил всё необходимое для жертвоприношений. Ночью Емилиан проник в храм, разбил идолов и алтари, разбросал приготовленные жертвы и скрылся. Капитолин начал поиски виновника. По подозрению был схвачен некий крестьянин, которого подвергли публичной пытке. Тогда присутствовавший при этом Емилиан сознался в содеянном. Когда его привели к Капитолину, тот не поверил, что Емилиан совершил преступление в одиночку и по собственному почину, и повелел бить его воловьими жилами, чтобы он выдал сообщников и организатора. Однако Капитолин не смог ничего узнать от Емилиана и тогда приказал заживо сжечь его за городом, на берегу Дуная.

 



 
PR-CY.ru