Словарь по христианству Е ЕЛЕВЗОЙ

ЕЛЕВЗОЙ

ЕЛЕВЗОЙ (Елизвой, Елесва(а)н) – правитель Аксумского царства, участник химьяро-эфиопских войн, блаженный (память 24 октября, память в Эфиопской церкви 20 гэнбота (15 мая), память в Западной церкви 27 октября). Личное имя – Калеб, тронное – Элла Ацбэха, патронимия – Вальда Тазена (сын Тазены), «имя отряда» – бээси (муж) Лазен. Житие Елевзоя сохранилось лишь в кратких эфиопских синаксарных версиях. На возможное существование пространного эфиопского Жития, по мнению Дж. Фьяккадори, указывает небольшая гомилия в честь Елевзоя, сохранившаяся в единственном списке и остающаяся неизданной. Подробнее о нём рассказывается в греческом анонимном и Метафрастовом Житиях мученика Арефы и в предании о Награнских мучениках. Эфиопская агиографическая традиция, за исключением ряда деталей, является вторичной по отношению к греческой. В средневековой эфиопской литературе не встречается тронное имя Елевзоя, но его вторая часть (Ацбэха) перешла в предание о Крещении Эфиопии при легендарных царях Абрэхе и Ацбэхе. Сообщения о Елевзое есть у греческих авторов Прокопия Кесарийского, Иоанна Малалы, Феофана Исповедника, Космы Индикоплова, а также в третьей части «Церковной истории» сиро-яковитского епископа Иоанна Эфесского, сохранившейся в составе Хроники Зукнина. В греческих источниках, посредством которых имя Елевзоя вошло в русские святцы, он, как правило, называется тронным именем в эллинизированных вариантах в Мученичестве Арефы, у Иоанна Малалы Еллисфей, у Прокопия Елладзбаас, и у Космы. Различия между историческим Елевзоем и соответствующим агиографическим персонажем в целом незначительны. Дата его восшествия на престол остаётся исследователям неизвестной, 514 год принят некоторыми исследователями без достаточных оснований. Известно, что Елевзой находился у власти к лету 518 – началу 519 г., когда он отправил войска из главного аксумского порта Адулис в Южную Аравию под командованием Хайана, чтобы возвести на трон Химьяра христианина Маадикариба Яфура, после смерти которого летом 522 г. власть в Химьяре захватил иудей Йосеф Асар Ясар (арабское прозвище – зу Нувас; в православной агиографии – Дуна(а)н; в эфиопской – Финхас). Отражением этих событий является сохранившееся в житийной традиции предание о том, как Елевзой вторгся в Химьяр, заставил царя-иудея укрыться в горах (по одной из версий, сделал его своим данником) и оставил в Аравии свои войска, но затем царь-иудей вернул себе контроль над страной. Вскоре после воцарения Йосеф начал преследования христиан, кульминацией которых стало истребление Награнских мучеников осенью 523 г. Византийский император Юстин I (518–527 гг.) через монофизитского Александрийского патриарха Тимофея IV (517–535 гг.) обратился к Елевзою с призывом предпринять поход против Химьяритского царства и отомстить за невинно убиенных. Согласно православной житийной традиции, перед тем как выступить в поход, Елевзой посетил монаха Зинона (Зонена), который обещал ему победу в том случае, если он даст обет после окончания войны уйти в монастырь. Согласно эфиопской агиографии, опирающейся на местные предания, этим монахом был эфиопский святой Пантелеимон, один из девяти преподобных.

 



 
PR-CY.ru