ЕЛЕВЗОЙ - Страница 3

В правление Елевзоя греческий язык уже не использовался в царских эпиграфических надписях и был мало понятен местному населению. Когда перед отправлением в первый поход на Химьяр Елевзой поручил правителю Адулиса снять копии с двух сохранившихся в городе греческих надписей, тот доверил это византийским купцам Косме Индикоплову и Мене. При Елевзое Аксум продолжал чеканить золотую монету. Конец его правления исследователи условно датируют около 540 г. Согласно эфиопской агиографической традиции, Елевзой оставил старшего сына, Израиля, правителем в Химьяре (не подтверждается другими источниками), а младшего, Габра Маскаля, возвёл на трон Аксума, и тот стал именовать себя «царём Сиона». Указание одного из эфиопских царских списков на то, что Калеб и сменивший его на троне Габра Маскаль правили каждый по сорок лет, исследователям представляется недостоверным: сроки их царствований явно преувеличены. Аксумской эпиграфике известен только один сын и наследник Елевзоя – царь Вазеба, который может быть отождествлён с Габра Маскалем. Общей гробницей Елевзоя и Габра Маскаля принято считать полуразрушенное сооружение в 2 км к северо-востоку от Аксума из массивных гранитных блоков с двумя залами на одном, уходящем под землю основании (согласно другому преданию, Габра Маскаль похоронен в построенном им монастыре Дэбрэ-Дамо). В славянской традиции Елевзой стал известен через анонимное Житие мученика Арефы, которое было переведено на славянский язык в Х в. в Болгарии, получило распространение на Руси в составе Четьих Миней и затем вошло в Великие Минеи Четьи. На основании этого Жития во второй половине XII в. на Руси было составлено краткое сказание о Елевзое, помещённое в нестишном Прологе под 24 октября, днём памяти мученика Арефы. Впоследствии эта дата утвердилась в календаре Русской православной церкви в качестве памяти Елевзоя. В проложном сказании эфиопский царь именуется «блаженным», и его имя передано как Елезвой, хотя в пространном Житии оно транскрибируется как «Елисваан». Из нестишного Пролога сведения о Елевзое попали в стишной. В русской традиции Елевзой воспринимался как образец правителя, с одной стороны, презревшего земные блага и ставшего монахом, с другой – покаравшего гонителей христиан. Царь Иван IV Васильевич риторически вопрошал в «Послании в Кирилло-Белозерский монастырь»: «А Елизвой, царь Эфиопский, какой суровой жизнью жил?» В «Истории о Казанском царстве» описывается стремление царя идти «на безбожную и поганую Казань... мстити крови христианския, яко Елизвои Ефиопский царь на Омирского князя Дунаса жидовина». В русской ономастике имя Елезвой встречается редко. Его носил архитектор эпохи классицизма Елизвой Семёнович Назаров (1747–1822). Память Елевзоя встречается в некоторых византийских календарях (например, 1 марта в Синайском канонарии IX–X вв.), но устойчивого празднования в честь Елевзоя в Греческих церквах не установилось. В Римско-католической церкви память Елевзоя совершается 27 октября начиная с XVI в., когда кардинал Цезарь Бароний отделил её от памяти мученика Арефы при составлении Римского Мартиролога и присоединил к памяти просветителя Эфиопии Фрументия. В греко-католическом календаре ордена василиан память Елевзоя помещена 19 октября.



 
PR-CY.ru